Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
INSTITUTE
Archeology
named A. Kh. Margulan

Address:
44 Avenue Dostyk, st. Shevchenko 28, Almaty

 

Banner

ruhani-jangyru-logo

Археология институтының журналы. А.Х.Марғұлан

КазНУ

Главная Культурное наследие Археологические исследования памятников тюркского культурного комплекса Мерке в 2009 г.

Археологические исследования памятников тюркского культурного комплекса Мерке в 2009 г.

Комплексные работы по изученю и сохранению тюркского наследия в рамках государственной программы «Культурное наследие» в период полевого сезона 2009 года были сосредоточены в районах Мерке и Рыскулов Жамбылской области. Основу археологических исследований составили базовые тюркские культово-мемориальные комплексы святилище Мерке.
В соответствии с календарным планом  комплексные работы в рамках Государственной программы «Культурное наследие»  по изучению и сохранению культово-мемориальных памятников, начаты исследования источников по традиционному мировоззрению тюрков. Включают археологические исследования на памятниках святилища Мерке: раскопки погребального памятника, реконструкцию изученных  памятников, консервацию разрушенных каменных изваяний.  Указанная работа проводится с целью интерпретации материалов тюркских культовых памятников со статуарными образцами, непосредственно связанных с верованиями номадов.
Широкий круг источников, содержащий информацию о традиционных верованиях тюркских кочевников, представляет собой данные сведений древних и средневековых авторов, сохранившихся в китайских, сирийских, арабских, персидских, древнерусских, армянских и грузинских изданиях. Ценность информации, переданных в описаниях древних авторов и сохранившихся в письменных источниках объясняется достоверностью данных, так как отдельные из них содержат фактические материалы путешественников, послов и др., в разные периоды средневековой истории имевших непосредственные контакты с представителями тюркских племен.  Наряду с описанным выше аналитическим исследованием по изучению традиционного мировоззрения тюркских номадов ведутся практические работы по подготовке планов и карт размещения алтарей, жертвенников, наскальных рисунков, родовых тамг, культовых курганов с изваяниями. Целью топографических и картографических исследований является изучение проблемы взаимной связи в расположении отдельных типов тюркских культовых памятников в составе сакральных земель. Археологическое и топографическое изучение ландшафтного распространения культовых объектов в пространстве локализации святилища Мерке способствует реконструкции ритуала поклонения божествам тюркского пантеона, обожествленным предкам и непосредственно связанных с ними обрядов жертвоприношения.
Описанные выше комплексные исследования археологических памятников в ландшафте высокогорного святилища, совместно с данными по традиционному мировоззрению тюркских племен, а также сравнительным анализом аналогичной информации по памятникам и традиционным мировоззрением восточных тюркских племен позволят выявить особенности ритуала поминовения и поклонения духам предков в традиционной культовой практике западных тюрков.
Комплексные археологические работы продолжены на культово-мемориальном памятнике  Каракыстак 18. Культово-мемориальный комплекс Каракыстак 18, расположен на правом побережье реки Каракыстак.
Комплекс состоит из одного кургана и из ритуальных сооружений. Он предоставляет собой подпрямоугольную в плане конструкцию. Ритуальное сооружение направлено с юга на север, ограды расположены в определенном интервале друг от друга. Общая длинна сооружения 9,8 м
Оград 1 с размером 3, 25 х 3, 35 см расположена на северной стороне культурного комплекса. Ограда воздвигнута из каменных блоков, их клали ребром. Наружная  внутренняя сторона ограда до метра  наполнена колотыми камнями. На южной стороне первого ограда с интервалом 1 м расположен второй оград с размером 3, 50 х 3, 25 см. Наружная  внутренняя сторона и этого ограда наполнена мелкими  камнями. В процессе раскопки на северно-западной стороне стены в 20 см глубине было найдено наконечник железной стрелы. Длина трехлапастного наконечника 8 см, ширина 2,2 см, длинна черешка 3,5 см. Наконечник является аналогом предоставленным для древне тюркских веков  Ю.С.Худяковым 5 типу  первой группы типологии. Наконечники данного типа  по источникам относится VI – X векам.  (Ю.С.Худяков, 1986 г.).
Ограда 3 расположена с интервалом 1 м на юг от двух других, описанных выше. Размер ограда 3, 0 х 3, 15 м. Наружная  внутренняя сторона ограда  выложена колотыми камнями. Раскопки памятника не выявили находок или дополнительных конструкции ни внутри, ни за оградой. Памятник востановлен, сделаны фото и чертежы.
Памятник по данным аналогам  конструкции ограда и наконечника, найденного в оградке, датируются VI – VIII веками.
Восстановленные памятники, описанные выше комплексные исследования археологических памятников, совместно с данными по традиционному мировоззрению тюркских племен, а также сравнительным анализом аналогичной информации по памятникам и традиционным мировоззрением восточных тюркских племен позволят выявить особенности ритуала поминовения и поклонения духам предков в традиционной культовой практике западных тюрков.
В процессе разведочных работ в урочище Абайсай зафиксировались группы петроглифов. Все рисунки наскального искусства нанесены на наклонных и вертикально расположенных поверхностях коренных пород покрытых природным загаром. Сюжет первой группы, состоит из тау-теке и одного изображение  человека с натянутым луком. Пеший лучник готов спустить тетиву, заряженного стрелой, лука.  Лук имеет форму в овальном положении. На второй группе изображены рисунки тау-теке. Выше этих рисунков изображен волк, на другом каменном блоге, расположенном  на правой стороне второго сюжета, нарисованы, похожие на казахский орнамент «қошқар мүйіз» тамги.  Овальные концы, согнутые в круг, во внутрь, они изображены симметрично. На вершине скалы изображен двугорбый верблюд. На каменном валуне, расположивший не далеко от группировки выше перечисленных петроглифов изображен всадник на верблюде.
Новые материалы, полученные в результате комплексных археологических исследований, проведенных в рамках проекта, дополняют информативный потенциал гуманитарной науки и служат ценными  источниками для реконструкции наследия тюркского населения, исконно населяющих земли казахской степи.

 
 
   
 
2022 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана Создание сайта Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг