Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
г. Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык, 44
Телефоны:
+7 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Журнал Института археологии им. А. Х. Маргулана

КазНУ

Главная Рухани жаңғыру ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МУГАЛЖАРСКОГО РЕГИОНА

ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МУГАЛЖАРСКОГО РЕГИОНА

dscf0849-minБайтілеу Д.А., ведущий научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана

Среди многообразия памятников материальной и духовной культуры особое место занимают наскальные изображения. Рисунки на камнях – писаницы или петроглифы, нарисованные органической краской, шлифованные, резанные либо выбитые каменными или металлическими орудиями сохранились до наших дней с древнейших времен и не теряют своей актуальности вплоть до этнографического времени. На сегодняшний день в Казахстане обнаружено большое количество местонахождений петроглифов, кроме того, из года в год поступают новые сообщения о местах наскального изобразительного творчества древнего человека.

В археологической науке долгое время было принято считать, что памятники наскального искусства характерны только для южных, центральных и восточных регионов Казахстана. Вместе с тем, исследования проводимые сотрудниками Института археологии им. А.Х. Маргулана в Мугалжарском регионе показали, что в названном регионе достаточно широко распространены памятники наскального искусства.

img 20200709 103207-minМугалжарский регион занимает обширные равнинно-увалистые и горные районы южных отрогов Уральских гор в Казахстане, а памятники наскального искусства, обнаруженные здесь достаточно уникальны. Наскальные рисунки Мугалжар практически не имеют аналогий не только на территории Казахстана, но и во всей Евразии, что во многом обусловлено своеобразными географическими и климатическими особенностями региона, которые предопределили самобытное сложение духовной культуры населения данного региона в древности.

В настоящий момент в Мугалжарском регионе выявлены такие местонахождения петроглифов как Кайракты, Есекжал, Сарлыбай, Родники, Жыландыбулык, а также наиболее известный памятник Толеубулак.

Репертуар петроглифов большого грота Толеубулак, несмотря на изначально кажущееся однообразие, достаточно насыщен и вариативен. В наскальных рисунках большого грота Толеубулак превалируют изображения прямых линий, которыми испещрены плиты, кроме того, достаточно много изображений лункообразных каплевидных фигур с внешней стороны огражденные желобами, образующие каплевидные контурные фигуры, а также глубокие и большие лунки, которые образуют полусферы, чашевидные углубления, концентрические окружности, прочерченные линии, а также многочисленные грибовидные фигуры и фаллические символы. В техническом отношении наскальные рисунки Толеубулак исполнены техникой выбивки, а также прочерчивания и изготовлены острым, прочным предметом. В редких случаях можно проследить применение сверления породы и последующее расширение отверстия путем выдалбливания, а также шлифовки абрисов наскального рисунка.

img 20200709 103207-minВ целом, наскальные рисунки Толеубулак, состоящие из множества лунок, грибовидных фигур, фаллических изображений, множества линий и желобов образуют сложную систему взаимосвязанных образов и символов. Несмотря на кажущуюся простоту, наскальные рисунки Толеубулак достаточно сложны для восприятия и осмысления. Подчеркнем, что наскальные рисунки большого грота Толеубулак, необходимо рассматривать не только как двухмерную модель наскального рисунка, но и учитывать, что древний художник, возможно, пытался использовать трехмерную проекцию при создании наскальных рисунков, передающих мировосприятие древнего человека. Вполне возможно, что система чашеобразных углублений и желобов, образующих определенный наскальный рисунок, использовалась для отправления ритуалов с возлиянием неорганических и/или органических жидкостей.

Изучение и копирование наскальных рисунков на местонахождении Кайракты последних лет позволило уточнить имеющиеся сведения о наскальных рисунках, восполнить конкретные плоскости новыми наскальными рисунками, не выявленными ранее. Так, на местонахождении Кайракты, на плоскости с изображениями двух грибовидных рисунков и изображения колесницы эпохи бронзы были выявлены еще пять грибовидных фигур. Данное уточнение позволяет конкретизировать хронологические рамки появления данного археологического объекта.

На местонахождении петроглифов Есекжал, помимо одного известного грибовидного (фаллического) символа, были выявлены ряд других наскальных рисунков (солярные символы, изображение антропоморфной ладони, геометрические знаки и др.), составляющих очень сложную композицию, позволяющих провести теоретическую реконструкцию мировоззренческих основ древнего населения Мугалжарского региона.

Петроглифы Сарлыбай нанесены на отдельных глыбах и валунах габбро-диоритов, выходящих на дневную поверхность и образующих прерывистую гряду, ориентированную в субширотном направлении. Поверхность пород выровнена и прошлифована в результате процессов выветривания.

Детальное обследование местонахождения петроглифов Сарлыбай, представленного системой скальных выходов с рисунками, каменной конструкции (выкладки) ритуального назначения и отдельных пород камней, установленных в семантически значимых местах и имеющих определенные особенности, выраженные в вербальной, звуковой сигнализации, позволяют предварительно позиционировать настоящий памятник как древнее святилище – культовое место, предназначенное для совершения древних обрядов или иных действий ритуального характера. В целом, местонахождения петроглифов Толеубулак, Сарлыбай, Кайракты и Есекжал можно отнести к такому типу сакральных объектов как святилище.

В техническом отношении рисунки святилища Сарлыбай, также как и Кайракты и Есекжал, выполнены точечной техникой. Скальные породы с рисунками подвержены сильной ветровой эрозии, в связи с чем сами петроглифы прослеживаются плохо, контуры и абрисы рисунков сильно сглажены и не четкие. Преимущественно рисунки нанесены на южных гранях плоскостей, в единичных случаях на северных и локализуются, в основном, на возвышенных участках ландшафта.

Интересным объектом, обнаруженным на святилище Сарлыбай, является наличие в структуре памятника так называемых «поющих» камней. Подобные объекты также встречаются в святилище Кайракты на севере Центральных Мугалжар. «Поющий» камень был назван за уникальную способность издавать при ударе высокий звонкий звук, похожий на звук металла. Феномен «поющих» камней достаточно уникален и малоизвестен и не распространен. Схожие с «поющими» камнями Мугалжарского региона обнаружены на территории Казахстана лишь в Улытауском районе Карагандинской области в системе местонахождения петроглифов Зынгыртас.

В целом, репертуар петроглифов Мугалжарского региона включает символы, одинаково напоминающие почковидные (бобовидные) или грибовидные фигуры, фаллический знак, а также антропоморфов. Кроме того, среди петроглифов Сарлыбая и Есекжал обнаружены изображения раскрытой ладони, геометрические, неопределенные знаки и зооморфные фигуры. На одном из камней местонахождения Кайракты зафиксировано изображение древней колесницы и солярного символа. В целом, репертуар петроглифов Сарлыбай во многом схож с петроглифами Кайракты и Есекжал, включавших изображения фаллических и бобовидных фигур.

Большое количество почковидных, фаллических знаков или грибовидных фигур в петроглифах Толеубулак, Сарлыбай, Кайракты и Есекжал, вероятнее всего, олицетворяют мужское начало, тогда как противоположное, женское начало в петроглифах отображено преимущественно в форме геометрических знаков, треугольников и концентрических кругов. Данные сюжеты, скорее всего, указывают на культ плодородия. Круг археологических и этнографических параллелей древним культам плодородия чрезвычайно широк.

Интересны два зафиксированных на данный момент изображения раскрытой ладони в петроглифах Сарлыбай и Кайракты. Изображение ладони трактуют как особый талисман, приносящий счастье и оберегающий от дурного глаза. В Средней Азии культ руки с древнейших времен некоторые исследователи связывают с человеческим могуществом.

img 2531-minВ целом, при рассмотрении петроглифов по определенным критериям удалось проследить сходные и своеобразные черты в каждом скоплении петроглифов отдельных микрорайонов Мугалжарского региона, а также удалось определить технические приемы создания петроглифов, выявить особенности исполнения отдельных фигур и композиций.

Подытоживая, необходимо отметить, что изучение наскальных рисунков Мугалжарского региона и Казахстана в целом достаточно актуально в свете постоянных новых открытий местонахождений. Сегодня накоплен обширный фактический и исследовательский материал по отдельным скоплениям петроглифов, который позволяет рассмотреть культурно-исторические контакты на обширной территории Казахстана. Кроме того, изучение наскальных изображений Казахстана важно не только потому, что оно позволяет понять и оценить прошлое этносов, населявших Казахстан в древности, но и потому, что это национальное достояние, духовное богатство и важно сохранить его для будущих поколений.

 
 
   
 
2022 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана Создание сайта Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг