Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
г. Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык, 44
Телефоны:
+7 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Журнал Института археологии им. А. Х. Маргулана

КазНУ

Главная Рухани жаңғыру МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДРЕВНЕЙ КЕРАМИКИ КАЗАХСТАНА

МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДРЕВНЕЙ КЕРАМИКИ КАЗАХСТАНА

10-min

Калиева Жанаргуль Сериковна,

научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана

 

Керамические изделия, среди которых можно выделить продукцию гончарного производства, а именно сосуды для приготовления и приёма пищи, а также для хранения жидких и сыпучих материалов, кроме того, древними людьми изготавливались сосуды для ритуальных (сакральных) целей. Таким образом, керамические изделия занимали в жизни древнего человека достаточно важное место, и на территории Казахстана широко применялись с периода неолита и до сегодняшнего дня не теряют своей актуальности.

 

В свою очередь, анализ и изучение керамических изделий позволяет получить информацию не только о характере и особенностях древнего быта, но и проливает свет на историю культурных контактов древних и средневековых обществ, их мировоззренческих взглядов и приоритетов.

В целом, обширные знания, которые нам дает исследование керамических изделий, способствовало развитию такого направления, как технико-технологический анализ продуктов гончарного производства. Вместе с тем, исследование керамических сосудов является сложным процессом и имеет свою сложную и многолетнюю историю.027-min

Сегодня большая часть керамических изделий исследуется в рамках историко-культурного подхода в изучении древнего гончарства, основанной на бинокулярной микроскопии, трасологии и физического моделирования, разработанной известным советским ученым А.А. Бобринским. Суть историко-культурного подхода в изучении древнего гончарства состоит в рассмотрении всех сторон и этапов изготовления керамики (изучении технологии, форм и орнаментации сосудов) как естественно возникающих и развивающихся системных образований, что обеспечивается системностью навыков труда гончаров и культурных традиций в гончарстве.

В целом, выдвинутая А. А. Бобринским структура гончарного производства содержит десять обязательных и две дополнительные ступени, которые между собой объединены в трех последовательных стадиях, такие как подготовительная, созидательная и закрепительная.

Первая – это так называемая подготовительная стадия, которая включает в себя изучение отбора исходного сырья, добычу исходного сырья, обработку исходного сырья и составление формовочной массы.

Во второй созидательной стадии рассматривается конструирование начина сосуда, конструирование полого тела, придание сосуду формы, а также механическая обработка поверхности.

В третьей, закрепительной, стадии изучаются способы придания прочности сосуду, устранение влагопроницаемости стенок, а также рассматриваются дополнительные стороны гончарного производства, такие как конструирование дополнительных скульптурных частей емкости и орнаментация поверхности сосуда.

29-minБезусловно, что для изготовления сосуда используется конкретное сырье, в гончарном производстве – это глина, но в то же время сырье также имеет свою дифференциацию. Исходное сырье – это, как правило, естественные или искусственные материалы, используемые для изготовления посуды. Исходное сырье делится на пластичное и непластичное. К пластичному сырью относят ил, который, в свою очередь, разделяется на равнинный и горный, а также органические материалы животного происхождения, такие как навоз, помет птиц и др. Помимо этого, к пластичному сырью относятся ожелезненные и неожелезненные глины.

Технико-технологический анализ керамики позволяет определить, использовалась ли для изготовления сосуда ожелезненная глина, которая, в свою очередь, делится на два типа, а именно среднепластичную и высокопластичную с естественными примесями, такими как известковые соединения, слюды, полевые шпаты, кварц, тальк и т.д. Все примеси в обоих типах глин присутствуют в незначительном количестве, что определяет их естественность.

К примеру, в качестве искусственных добавок в основном встречающихся в керамических сосудах древнейшего населения Казахстана, использовались органические остатки, в частности, навоз. Органические остатки фиксируются на изломе керамических сосудов в виде пустот от травянистых стеблей, обугленных остатков растительности, а также в виде измельченной дресвы, дробленного на мелкие фракции шамот и т.д. Разнообразие в изломе керамики зависит от добываемой глины в отдельном регионе и использованных мастером конкретных примесей.

Как было отмечено ранее, созидательная стадия в изучении керамики включает в себя четыре основные ступени. Первой ступенью изучения является определение процесса конструирования начина керамического сосуда. Конструирование начина делится на емкостную, емкостно-донную, донно-емкостную и донную. Также нужно отметить и способы конструирования начина, такие как лоскутный налеп, спиральный налеп жгутовой, ленточный и кольцевой налеп, а также выдавливание из одного комка глины.

Конструирование полого тела могло производиться лоскутным налепом, который, в свою очередь, делится на комковатый и спиралевидный. Комковатый вид характеризует использование лепешкообразных кусков глины, когда в продольном и поперечном изломе имеются следы определенного куска глины. Спиралевидный налеп определяется линиями спая между жгутами или лентами. В кольцевом налепе следы спая между жгутами чаще всего расположены параллельно дуге стенки сосуда. В изломах сосудов, выдавленных из одного комка глины, отсутствуют швы от соединения лент, а формовочная масса имеет параллельное или волновидное течение.

Безусловно, гончарная продукция требовала дополнительной обработки. Для придания керамике водонепроницаемости древние гончары заглаживали сырой сосуд перед обжигом любым гладким предметом, уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. Среди механической обработки поверхности, выделяют лощение, заглаживание пальцами, заглаживание тканью, заглаживание кожей, заглаживание деревянным ножом, заглаживание пучком травы. Все названные способы лощения чаще всего хорошо фиксируются с помощью бинокуляром, а порой видны невооруженным глазом. Кроме того, с целью придания гончарным изделиям прочности древние люди подвергали керамические сосуды термической обработке, которая могла производиться как на открытом костре, так и в обжигательных печах.

028-minВ целом, подводя итог, необходимо отметить, что гончарное производство, в том числе керамические изделия – это достаточно уникальное и феноменальное изобретение древности, которое, оставив глубокий след в истории культуры и общества, продолжает и сегодня вносить существенный вклад в формирование личности человека и его бытия. Сегодня накоплено огромное количество продуктов гончарного производства с различных памятников древности и до этнографического времени, однако весь этот массив в большей части еще не изучен, что, в свою очередь, требует специального изучения, которое, несомненно, прольет свет на ряд нерешенных вопросов древней истории Казахстана.

02 01  04  05

 
 
   
 
2022 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана Создание сайта Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг