Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
INSTITUTE
Archeology
named A. Kh. Margulan

Address:
44 Avenue Dostyk, st. Shevchenko 28, Almaty

 

Banner

ruhani-jangyru-logo

Археология институтының журналы. А.Х.Марғұлан

КазНУ

Главная Ruhani jangiru ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДИЩУ КАЯЛЫК

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДИЩУ КАЯЛЫК

17 марта - День истории. Поэтому сегодня вместе с читателями мы совершим виртуальную прогулку по древнему городищу Каялык, расположенному в Сарканском районе.

news13142

 

Каялык (Кайлак, Койлык) – крупный центр городской цивилизации на Великом Шелковом пути. Он способствовал установлению торговых, культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом в эпоху средневековья, где главными воротами на Восток было Жетысу. 

Каялык расположен в северных предгорьях Джунгарского хребта, в 45 км к северо-востоку от Саркана. Город существовал в VIII - начале XIV веков. В эпоху раннего средневековья город славился базарами, и в нем, кроме мусульман, жили христиане (несторианцы), также имевшие свою церковь. Причем и мечеть, и храмы находятся в непосредственной близости друг от друга. А это говорит о толерантности проживающего здесь населения. Об этом же свидетельствует посетивший город в ноябре 1253 года Вильгельм Рубрук, посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану Мунке.

Как рассказал нам старший научный сотрудник Института археологии имени А.Х. Маргулана Борис Железняков, город был столицей карлуков. Когда караханиды потеснили последних, каганат протянулся от Талгара до Алаколя. С конца ХХ - в начале ХХI столетия раскопки проводились под руководством академика К.Байпакова (1940-2018). Впервые же Карл Молдахметович приехал сюда в 1964 году и в течение месяца раскапывал буддийский храм. 

В VIII-XIV веках здесь располагался крупнейший торгово-ремесленный и культурный центр северо-восточного Семиречья, а город был ставкой карлукских князей (джабгу). Территория городища окружена крепостной стеной высотой до четырех метров. Если смотреть на все это сверху, то Каялык напоминает неправильной формы четырехугольник. Северо-восточная стена имеет протяженность 1200 м с востока на запад и более 800 метров с севера на юг, примыкая к подножию гор. Здесь сохранились следы былой городской застройки, улиц, переулков, хорошо различимых и поныне. 

Музеефикация объекта пока что не проведена, но уже предложены проекты, в частности, Б.Железняковым. На это потребуется немало времени, средств и людских ресурсов. Однако, если такая работа все же произойдет, то первым важным объектом станет традиционная восточная баня XIII века, выстроенная из жженого кирпича. Она имела традиционную для Востока структуру - хаммам. Сюда с ближайших склонов были проведены несколько нитей водопровода. Объекты свидельствуют о высоком развитии средневековой городской инфраструктуры и благоустройства. В центре города, со смещением к югу, располагалось небольшое водохранилище.

Сразу за баней был манихейский храм. Храм ориентирован с востока на запад. Вход в него – с восточной стороны, алтарь – на западе. На этом месте в 2004 году были найдены: тринадцатирожковая люстра, фрагменты разбитой решетки с растительным оргаментом и керамические изделия. Комплекс расположен в 130-150 метрах от начала современного поселка Койлык, если ехать со стороны г. Оскемена. Оттуда предполагается провести новый туристский маршрут после начала проведения музеефикации объектов. Храм погиб от пожара, охватившего весь город. Причина пожара неизвестна. По одной версии, это могли быть разборки потомков Шагатая, по другой – по трассам Великого Шелкового пути сюда пришла моровая язва и кто-то решил попросту избавиться от болезни, а заодно и от жителей города таким жесточайшим образом.

Далее двигаемся на 150 метров на восток и около 250 – на северо-восток. Здесь расположены руины крупной соборной мечети. Ориентирована она с северо-востока на юго-запад нестрого в сторону Каабы. Внутренние размеры сооружения - 32 на 38 метров. Стены сделаны из крупных сырцовых кирпичей. По найденным тут монетам можно судить, что мечеть функционировала, начиная с 40-50-х гг. XIII века до общегородского пожара, после которого город уже не возродился. 

Городской правитель чеканил монету, в Каялыке находился монетный двор, так что деньги, находимые на памятнике, в основном, местного происхождения. Севернее 200 метров от мечети, в самом центре города расположен раннемусульманский комплекс, состоявший из ханаки (сооружения, сочетавшего в себе черты храма, гостиницы и библиотеки) и двух мавзолеев. Комплекс был выстроен в самом конце XII века. Ханака – 22 на 22 метра. Здесь существовала суфийская община, расположено двенадцать комнат-худжр для аскетов. Община основана одним из учеников Кожи Ахмеда Яссауи. Об этом есть упоминание в источнике «Насаб-наме», редакции «Кайалик». А в мавзолеях покоился прах правителей Каялыка. Далее – цитадель, где располагался дворец правителя. Дворец раскопан более чем наполовину, по верхним горизонтам, и работы будут продолжены. Двигаясь далее на северо-восток, мы приближаемся к буддийскому храму. Над ним сделан навес, который значительно замедлил процесс разрушения сооружения. По мнению Бориса Анатольевича, храм был оставлен и законсервирован еще в средневековье, но буддисты, оставившие обитель, надеялись сюда еще вернуться. Храм датируется XIII веком.

На музеефикацию и сохранение объекта, открытие музея под открытым небом уйдет не один год. Однако, работа эта нужная, ведь сохраняя и возрождая нашу историю, мы заботимся о воспитании будущих поколений. 

Мурат Туганбаев

Источник: https://ognialatau.kz/news/cat-6/13142/

 
 
   
 
2021 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана Создание сайта Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг