Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТЫ
Археологиясы
аты А. Х. Маргулана
Адрес:
Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык 44
 

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Марғұлан атындағы Археология институтының журналы

КазНУ

Бастыбет Рухани жаңғыру Степные курганы тайны хранят

Степные курганы тайны хранят

Первые всадники появились на актюбинской земле 3.500 лет назад, а в Западном Казахстане находится родина древних венгров.

1

Так уж получилось, что давно задумывавшаяся серия небольших статей, посвящённых особенностям истории и культуры населения Западного Казахстана, начатая с этого интервью, оказалась приуроченной к выходу статьи президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА «Семь граней Великой степи». Наши собеседники – сотрудники инс титу та археолог ии им.А.Х.Маргулана, давно и активно работающие в Западном Казахстане, Арман БИСЕМБАЕВ, Газиз АХАТОВ и Алексей ХАВАНСКИЙ.

– Скажите, Алексей, насколько древней является всадническая культура в регионе?

А.Хаванский: – На данный момент, по сути, уже не оспаривается тот факт, что в энеолите в казахстанских степях получила своё развитие знаменитая ботайская коневодческая культура, открытая и исследовавшаяся профессором КазНУ им. аль-Фараби Виктором ЗАЙБЕРТОМ. По территории Западного Казахстана, Актюбинской области, в частности, во второй половине III тысячелетия до нашей эры распространяются первые пастушеские степные скотоводческие племена ямной культуры. Именно с них начинается традиция насыпания степных курганов – прообразов степных пирамид.

Таким образом, отмечая места погребения своих предков, древние скотоводы юридически и идеологически закрепляли владение степными пространствами. Ну, а в первой половине II тысячелетия до нашей эры события в регионе приобретают яркий и динамичный характер. Это связано со знаменитой синташтинской культурой. Укреплённое поселение Аркаим, на которое есть туристические маршруты, наверняка знакомо многим актюбинцам. В это время происходит расцвет археологических культур эпохи бронзы, объединение их в крупные военные союзы, закладка многих культурных проявлений, которые получат своё развитие гораздо южнее и несколько позже. К ним можно отнести начало формирования зороастрийской погребальной обрядности, которая встречается в курганах синташтинско-петровского времени, чётко выраженное социальное деление на группы служителей культа, профессиональных военных и рядовых общинников.

В это время начинаются межплеменные противостояния за обладание меднорудными месторождениями, миграция в отдалённые районы, активная конкуренция в степной полосе Евразии, Появляются специализированный комплекс вооружения – сложный лук со стрелами с бронебойными каменными и бронзовыми наконечниками, бронзовые вислообушные топоры, втульчатые наконечники копий с ромбическим стержнем пера, каменные полированные булавы. Выделяется особая группа воинов-колесничьих, а сами боевые колесницы (или, как их ещё образно называют «танки древности») станут залогом военных успехов, лидерства у племен ими обладающих. В этой непростой ситуации возникает потребность в укреплениях, построенных по единому плану, чётко вписывающихся в географический рельеф, наподобие Аркаима. На границе Челябинской области РФ и Северного Казахстана на сегодняшний день выявлено около трёх десятков подобных укреплений.

Племена эпохи бронзы Западного Казахстана были активно вовлечены в процессы развития металлургии, обмена технологическими достижениями, миграционные перемещения значительных масс населения. Недаром эпоха палеометаллов (энеолита и бронзы) в степной полосе у исследователей зачастую поэтично называется «эпоха степных героев». – Как же шло перерастание «эпохи степных героев»? – Следующий, пожалуй наиболее ярко выраженный период в истории Западного Казахстана – ранний железный век, являющийся временем расцвета воинского искусства и самого культа воинской силы и доблести. Археологический термин «Скифская триада» (определённые предметы вооружения, конское снаряжение и звериный стиль) является культурно-маркирующим признаком воинов-кочевников. Это период, в котором развиваются все прежние культурные достижения, а население региона начинает играть заметную роль в политических процессах, вовлечённое в орбиту ближневосточных империй.

Исследование древнего периода истории Казахстана связано с процессами, имеющими общий характер для населения всего евразийского пространства, особенно для значительного по территории пояса степей. Определяющим, важнейшим фактором стало сложение кочевой цивилизации в раннем железном веке, самыми яркими представителями которой в середине I тыс. до н.э. стали саки и сарматы. Причём на памятниках этой обширной эпохи можно проследить аспекты природного, демографического, военно-политического характера. Памятники раннего железного века Западного Казахстана наиболее многочисленны и милитаризованы. Племенам приходилось отражать натиск сначала Персидской империи, затем эллинского мира при Александре Македонском и последующую эпоху «войн диадохов».

На археологических памятниках нашего края прослеживаются следы многих процессов, эпицентром которых были глубинные районы Центральной Азии, районы современной Монголии и северного Китая. У племён нашего региона в исполнении элементов знаменитого «звериного стиля», его компонентов и составляющих выработалась своя, особая линия. Так, можно выделить изображения волков, мордами которых украшались каменные алтарижертвенники, бронзовые элементы конской сбруи, или изображения верблюда, сцены борьбы самцов которого стали «маркером» кочевников по берегам Илека. Сако-сарматский период – время оформления кочевого скотоводства как экономической системы, наиболее целесообразной и приспособленной для аридной зоны Евразии на длительный период более двух тысяч лет и один из этапов этногенеза современного казахского народа. Далее, это время в Западном Казахстане в первые века нашей эры переходит в гуннский период и эпоху Великого переселения народов, яркие памятники которого мы находим в последнее время, в частности, богатое захоронение в песчаном карьере на Северном объезде в июне этого года. В тюркский раннесредневековый период история Западного Казахстана не менее захватывающа и многогранна.

Здесь происходили события, связанные с доминированием в Западно-Тюркском каганате, с ними напрямую связана ранняя история аваров и булгар. Весьма важная тема, волнующая венгерских историков, археологов, генетиков, связана с Западным Казахстаном в вопросах поиска своих исторических корней. Подтверждением этому служат находки древневенгерских вещей в Уило-Кобдинском бассейне в последние годы. Территория нашей области рассматривается как один из центров древне-венгерского этногенеза, до их переселения на берега Дуная в Паннонию. Территория нашей области на длительное время стала ареной огузо-печенежского противостояния в VIII-X веках нашей эры.

Северные чинки Устюрта в Байганинском районе содержат огузские военные крепости и форпосты, глядящие укреплёнными стенами на север. И хотя центр огузского государства выявлен на нижней Сырдарье – городище Жанкент, у североприаральских племён огузского объединения существовал свой вектор политических и экономических связей. Присутствие памятников, неординарных, оригинальных, связанных с весьма отдалёнными территориями, характерно и для следующих периодов – кыпчакского и золотоордынского. Всё это в полной мере говорит о значительной роли Западного Казахстана в средневековой истории нашей страны. Наше приграничное положение – границы лесной зоны и степи, на стыке Европы и Азии, накладывает свой отпечаток на своеобразие и специфичность памятников.

– То есть можно говорить о Западном Казахстане, как о центре кочевнической средневековой культуры?

– Наверное, не совсем так прямолинейно. Да, Западный Казахстан, в первую очередь, характеризуется памятниками кочевников – от раннего железного века до позднего средневековья. Но в то же время в регионе присутствуют археологические подтверждения оседлой жизни, формирования особой степной архитектуры. Так, на юге Актюбинской области, по Мангистау оседлые поселения встречаются с периода энеолита, например, знаменитый Токсанбай на границе Актюбинской и Атырауской областей. Долговременное поселение охотников, специализировавшихся на добыче сайгаков и куланов.

Там же, на Устюрте, располагается юртообразный храм сарматского времени Кызылуйик, а также уникальное святилище с антропоморфными изваяниями – героическими предками сарматов – Байте. Как было сказано моим коллегой, на территории Актюбинской области встречаются памятники оседлых огузов – городище Жезды на Устюрте. По свидетельству Ахмеда ибн-Фадлана, посла Арабского халифата в Волжскую Булгарию, в начале X века, проезжавшего через нынешние Актюбинскую и Западно-Казахстанскую области, в Мугалжарских горах находятся военные ставки огузов Дарку и Даранда.

Думаю, что их обнаружение – в обозримом будущем. Ну и, наконец, важный момент – в период становлении улуса Джучи Западный Казахстан стал одним из центров градостроительства, развития караванной торговли, культурного обмена, чему подтверждением являются города и поселения, исследовавшиеся с начала ХХ века, как приуроченные к бассейну Урала, так и по локальным микрорайонам Кобды, Уила, Большого и Малого Узеней и т.д.

 

Скачать материал

 
 
   
 
2020 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана Создание сайта Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг