Объект археологических исследований является раннесредневековое городище Сидакв Туркестанском районе Южно-Казахстанской области. Цель работы заключается в продолжение целенаправленного комплексного исследования и в анализе археологического материала отражающего генезис и развитие оседло-земледельческого компонента в средневековой культуре Казахстана.
Целью археологических исследований на городище Сидак в сезоне 2010г было – продолжение раскопок в центральной части цитадели городища для выявления характера ее застройки по уровню верхнего (последнего) строительного горизонта и более раннего, второго СГ; получение дополнительных материалов, характеризующих культовую роль зданий на цитадели; расширения фонда источников, разносторонне характеризующих культуру и быт жителей и служителей этого культово-мемориального центра.
Раннесредневековое городище Сидак (в 18км к западу от г.Туркестан), погибшее в огне религиозных воин первой пол. VIIIв., является опорным памятником на отрезке туристического маршрута «Арыстанбаб-Туркестан-Сидак-Сауран». В отчетный период проведены раскопочные работы на раскопе 1 площадью 940м2 расположенном в центре цитадели, имеющей подковообразный вид. Задача раскопа: снять конструкции верхнего строительного горизонта и углубившись по всей площади исследовать планировку и структуру застройки центра цитадели по уровню второго и третьего строительного горизонта. В верхнем горизонте (ВСГ) на этом участке на уровне первого яруса была частично вскрыта планировка, состоявшая из ряда жилых помещений, кладовых - «хумхана», открытого двора и большого кострища в его центре.
После снятия конструкций ВСГ выявлена планировка строительного горизонта 2. Основания его, полы, залегают на глубине 2,4 - 2,8м от уровня дневной поверхности (рис.1). Расчищено семь помещений связанных между собой проходами. Из них выделяются помещения 12 и 15 своими размерами (6,2 х 4,8 м), напольными очагами в центре пола. По периметру помещений расположены широкие (1,2 - 1,4 м) суфы, покрытые качественной обмазкой.
Как ранее было установлено, по уровню СГ2 и 3 основу планировки основного холма цитадели Сидака составляет трапециевидный (или пятиугольный) открытый двор. К востоку и югу от юго-восточного угла культового двора прирезан участок площадью около 900м2 с целью - выявить планировку цитадели за стенами двора, изучить структуру и архитектуру монументальных стен двора. Здесь вскрыта застройка по уровню верхнего строительного горизонта, которая во многом совпадает с планировкой более раннего (второго) горизонта. Установлено, что помещения по этому уровню перекрывали, частично врезались в стену двора, что и естественно, поскольку в этот период (ВСГ, VII-пер.пол.VIIIвв) двор был уже погребен под многометровой толщей завалов и мусора и эту часть цитадели занимали подсобные, служебные помещения храмового хозяйства. При разборке стен этих построек вновь выявлены сырцовые кирпичи с тамгообразными знаками, прочерченными по сырой глине. На данном участке застройки цитадели вскрыта планировка из 8 разнофункциональных помещений.
Для изучения планировки построек, примыкающих к юго-восточным стенам трапециевидного культового двора, был заложен раскоп размером 18х20м. Раскоп расположен вдоль юго-восточной стены двора. По ходу работы на уровне первого яруса были вскрыты шесть помещений, три из них (№ 1, 2, 6) полностью вошли в зону раскопа, а остальные – частями. В помещении № 1 была обнаружена монета средних размеров с квадратным отверстием. В остальных помещениях фрагменты керамики – в основном хозяйственной тарной посуды (хумы, хумчи и др.). На некоторых из них прочерчены тамгообразные знаки и рисунки-граффити (рис.2). В пом. № 4 на уровне 0,5-0,7 м. от древней поверхности были вскрыты две хумчи, встроенные в теле суфы. Стены имели толщину от 0,4 - до 1,1 м, размера помещений 5х4 м, 2х4 м и т.д. стены сооружены из пахсы и кирпича, сырца размером 40х23х10м.
После снятия остатков строительных конструкции ВСГ на уровне третьего яруса была вскрыта часть большого дома совсем другой планировки. В зону раскопа попали четыре помещений (1, 2, 5, 6) и западные части еще трех комнат (3, 7, 8), а также дворик с остатками печи с дымоходом. Печка с дымоходом встроена в суфу примыкающую к юго-восточной стене культового двора. Кстати, рядом с печкой вскрыт контрфорс размером 2х2,2м, выложенный из сырца размерами 40х23х10см и 39х22х8см.
Полевые исследования 2010года являются логическим продолжением работ на этом сложном в хронологическом и планиграфическом отношении объекте. На цитадели городища Сидак продолжено изучение застройки внутреннего пространства «культового двора», которая относится к 1-2 строительным горизонтам, т.е. более ранним, чем окончательный пожар, и начаты раскопки пространства за восточной и южной капитальной стеной двора с цель выявления характера застройки наружной (по отношению ко двору) части цитадели. Внутри двора расчищены помещения №8 и 9, 12 по уровню третьего строительного горизонта. При этом сняты мешающие остатки конструкций второго строительного горизонта и основным объектом изучения являются конструкции третьего и более раннего, четвертого горизонтов. В помещении 8 выявлен пристенный очаг-камин и расчищены другие детали интерьера жилого помещения. Ведется расчистка большой глубокой ямы в центре двора содержащей рыхлое заполнение, в котором встречаются мелкие фрагменты керамики, кости животных и пр. Глубина ямы уже достигла глубины 9м от уровня современной дневной поверхности, и ствол ямы уходит далее в глубь.
Внутри двора предпринята частичная расчистка северной наружной стены, в ходе которой удалось установить, что она состоит из двух прямых отрезков (примерно по 21м) образующих тупой угол через который проходит центральная (СВ-ЮЗ) ось двора. Теперь общий периметр двора можно представить как неправильный пятиугольник.
Сегодня есть много оснований видеть в комплексе «цитадели» Сидака, прежде всего, сгоревший около 740 г. в тотальном пожаре культовый центр местной языческой религии с храмом и прихрамовым хозяйством. В жилых массивах ВСГ внутри помещений зафиксированы следы различной ремесленной деятельности (плавка черных, цветных и благородных металлов, обработка и резьба по кости, гончарное производство и т.д.). Исследованная пока застройка и заполнение более раннего «пятиугольного культового двора» СГ 2-3 свидетельствуют, что здесь совершались, вероятно, поминальные обряды с возжиганием алтарей, принесением жертв, совместными трапезами. Здесь же были специальные помещения, в которых в оссуариях (хумах), хранились костные останки предков. После ликвидации святилища с культовым двором, а произошло это, возможно, в конце VIв, кости из хумов были вынесены и, видимо, захоронены. Хумы частично разбиты, частично сохранились целыми и брошены здесь же. В развалах хумов расчищенных в специальных небольших помещениях обнаружены отдельные кости человеческих скелетов. В пом.18 случайно был забыт и сохранился закопанным в суфе кувшин с не истлевшими аксессуарами погребального костюма. В кувшине были обнаружены несколько комплектов ожерелий (из полудрагоценных камней, стекла и стеклопасты, раковин каури, янтаря и т.д.), бронзовая булавка для прически, обломки золотых полихромных «гуннских» подвесок, различного вида амулеты, сасанидские геммы и т.д. Женщина, которой принадлежали эти атрибуты, была явно высокого социального ранга.
«Культовый двор» частично расчищенный по уровню 2-3 СГ на «цитадели» Сидака можно понимать как поминальный храм предков или всей общины, или какого-то элитного клана (рода). Какого? Возможно, на это указывает тамга, прочерченная на одном из хумов, найденном наряду с отдельными частями скелетов. Видимо, этот знак появляется на монетах Чача и Согда в VI-пер.пол.VIIIвв. Мы имеем стратиграфическое основание отнести сидакский хум с тамгой к IVв. О существовании традиции метить погребальные хумы родовыми тамгами и/или личными знаками свидетельствует недавняя находка в одной из катакомб могильника в среднем течении р.Арысь хума с прочерченной тамгой и рядом овальный оттиск геммы с изображением оленя. Тамга-свастика присутствует и на хуме в экспозиции музея истории г.Туркестан, имеется она и в среди наших находок. Помечены оттисками печаток таразские погребальные хумы-оссуарии.
Можно предположить, что население Сидаке представляло собой некую специализированную общину, сегмент некоего более обширного общества-племени, занимавшуюся различными видами ремесел и поливным земледелием. Ну,а основной функцией храмовой общины, как теперь можно полагать, было сохранение костей предков, организация и проведение регулярных обрядов их почитания.
Дальнейшая реализация данного проекта приведет к значительному прорыву в научных знаниях о важной в истории Казахстана эпохи – эпохи перед приходом, распространением и принятием ислама в прежде языческой стране. Получаемые при раскопках городища Сидак и его культовых объектов материалы полно характеризуют непростую ситуацию с состоянием религиозной жизни в стране. Религиозные представления отдельных регионов отличались некоторыми общими принципиальными позициями, но в деталях проявления культовой жизни общества характеризуются крайним разнообразием и вариативностью. Процессы консолидации и сегментации общества характерные для этой эпохи, естественно, нашли отражение в общей идеологической ситуации. Материалы, полученные в ходе выполнения проекта, позволят в дальнейшем реально оценивать роль и значение изменений в духовно-идеологической жизни и современного общества.
Исследование языческих храмовых комплексов в античной и раннесредневековой археологии Центральной Азии представляет плодотворное направление, поскольку раскопки подобного рода комплексов дают уникальный материал для научных исследований духовной жизни населения в ту или иную эпоху. Но лишь в исключительно редких случаях имеется возможность на большой площади исследовать хорошо сохранившийся комплекс. Такую уникальную возможность представляет храмовый комплекс на Сидаке. Подобного рода, по времени и структуре, памятники больше не исследуются на территории Казахстана. Похожие сооружения исследовались в прошлом в сопредельных районах Узбекистана, в Таджикистане, но в настоящее время таких по масштабности работ и там не ведется. Научное значение материалов прошлых исследований подобных памятников других регионов весьма ограничено по ряду причин: не завершенность исследований, материалы не изданы, а главное - они относятся к исторической реальности иных народов, зачастую весьма далеких от круга племен которых можно отнести к предкам казахов.
Фото.1. Планировка 2 строительного горизонта на городище Сидак.
Рис.2. Тамгообразные знаки на керамике городище Сидак.