Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык 44
Телефоны:
8 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Главная Культурное наследие Исследование памятников в урочище Ой-Джайляу по программе «Культурное наследие» в 2009 году.

Исследование памятников в урочище Ой-Джайляу по программе «Культурное наследие» в 2009 году.

В течение полевого сезона  произведен ряд  исследовательских работ   на курганах  № 8 и 9 могильника Ой-Джайляу - 8: доисследовано погребение кургана 8; вычерчен план  и выполнен разрез каменных конструкций кургана 9; расчищено погребение; курган 8 по окончанию работ – рекультивирован.
Начат цикл работ на древнетюркском комплексе с каменными оградками и каменными изваяниями с курганами.
Доисследование кургана 8 и могилы  под ним, позволило установить  системное разрушение его конструкций, разграбление и осквернение могилы. Каменное кольцо кургана было разрушено, оно предстало в виде отдельных камней и скоплений камней с большими разрывами между ними. Камни перекрытия могилы у  северо - западного края были удалены грабителями; здесь устроен грабительский лаз в могилу. Скелет разрушен грабителями. Скопление костей человеческого скелета расчищено на уровне дна ямы, среди выступающих гранитных «останцов» скального массива; скелет не полный, в частности,  череп погребенного не обнаружен. В качестве предметных находок,  в ходе исследования конструкций, - собрана коллекция фрагментов керамических сосудов. Оснований для  корректной датировки памятника нет.
Курган 9 представлял собой каменную выкладку (наброску) сфероидную в профиль, диаметром в 5,2 -5,3 м, высотой около 0,6м. В кладке,- от юго- западного края  - к центру, прослеживалось некое подобие «коридора», свободное от камней. Перекрытие могилы из крупных брусковидных камней  сохранилось без нарушений. В грунтовой яме открыто погребение подростка (девочки – авторское определение) в положении вытянуто на спине, ориентированного головой на ССЗ. Рядом с ее черепом расчищен череп птицы. У левого локтя расчищена ниша, в которой открыт керамический сосуд, украшенный по краю пояском накольчатого орнамента. Рядом, в нише - набор хвостовых позвонков барана, с лежащим на них железным ножом. Здесь же - кости скелета птицы (?).
Символическая сторона погребального ритуала представлена в кургане очень ярко: оселок в виде брусочка из песчаника красно- фиолетовой породы найден на поверхности каменной кладки; каменный алтарик  в виде овальной плитки песчаника красно- фиолетового цвета, оказался среди камней курганной кладки; бронзовая  проколка - развертка найдена в северном секторе под камнями кургана, воткнутой  в грунт. На площадке кургана поднята каменная крышка узкогорлого сосуда,  собрана коллекция  фрагментов керамики, разбросанных или положенных под камни. В заполнении могилы отмечены комочки  мела.
На расстоянии 11,2 м от могилы, в северо-восточном направлении,  выявлено и исследовано 7- каменное жертвенное «кольцо». Памятник  имеет хорошую сохранность и ярко выраженное своеобразие. Ведется  работа по его культурно - хронологической атрибуции.
В ходе обработки полевого материала и его исследования в плане культурно - хронологической атрибуции, уточнены некоторые детали погребального обряда и постпогребальных действий на кургане 9.                  
Антропологические определения, выполненные антропологом А. Исмагуловой, позволили уточнить возраст, пол  и антропологический тип погребенного индивида: возраст- 15-16 лет; половые признаки плохо выражены; антропологические признаки европеоидного типа  и монголоидного типа смешаны.
Выяснилось, что  скелет был лишен костей кистей обеих рук и коленной чашечки правой ноги.
Наличие коридорообразного сооружения, зафиксированного на плане, от юго- западного края курганной кладки  в направлении к центру, а также следы, прослеженные при расчистке могилы, в виде комочков мела от меловой посыпки пола, « уходящие» в западную стенку могилы, есть не что иное, как, «лаз», через который было произведено проникновение в могилу с определенной целью - обезвреживания покойного. Возможно, следствием этого вмешательства явилось то, что  кости предплечья правой руки погребенной оказались перемещенными на расстояние около метра-  к югу, а каменные изделия из красно- фиолетового песчаника: кайрак и алтарик оказались на поверхности кургана, среди камней кладки (?).
Среди находок из кургана 9 наибольший интерес вызывает керамический сосуд, обнаруженный в боковой нише восточной стенки погребальной камеры.
Керамический сосуд круглодонный, имеет округлое тулово, с короткой горловиной и отогнутым венчиком. Высота сосуда- 11,1- 11,3см.; диаметр тулова - 13,5см. В верхней части сосуд имеет вертикальную ручку, сформованную методом  «защипа». Сосуд сформован вручную и некоторые неровности венчика «скрадываются» за счет нарядности верхней части тулова, поверхность которого орнаментирована. Орнамент представляет собой поясок из горизонтальной углубленной  линии, нанесенной стэком. По обе стороны от линии, стэком нанесены короткие горизонтальные углубления. Поясок орнамента заходит на края верхней части ручки, в целом он производит впечатление имитации шва кожаной посуды, применяемой в декоре отдельных керамических сосудов.
По общему впечатлению этот сосуд имеет некоторое сходство с керамическими сосудами усуньского типа, имеющими вертикальную ручку в форме «защипа». Однако детальное исследование предмета вызывает сомнение в этом определении. Наличие округлого тулова, да вертикальной ручки «защипом»,- характерно для усуньских кружек, однако, у них не выделяется венчик, для них не характерна орнаментация поверхности.
В настоящее время еще не удалось найти полный аналог формы керамического сосуда с подобным орнаментом, но отдельные элементы сходства можно привести. Керамические сосуды с орнаментом в погребальных комплексах Жетысу встречаются редко, в курганах сако- усуньского времени. Орнамент в виде пояска резных треугольников, располагающихся на поверхности в верхней части горловины или пояска косых насечек у основания горловины, зафиксирован в  керамике из погребальных комплексов курганных могильников Шубарат I и Каменка.
Работа по культурно-хронологической атрибуции курганного комплекса, свидетельствует о том, что в нем отразились элементы нескольких культурных традиций. Исследование комплекса продолжается.
Начато исследование нового комплекса каменных оград с каменными изваяниями. Комплекс располагается у южного края урочища, он под  номером 23 включен в Археологическую карту урочища.
В ходе раскопочных работ были расчищены обе оградки. Они подквадратные в плане, располагаются  на линии север- юг, между их стенками расстояние в 1,2м. Обе оградки сильно пострадали в результате действий грабителей.
Северная оградка сохранилась в виде каменного ящика с вертикальными стенками, составленными из 1 -2 плит, вкопанных на ребро. Длина  стенок составляет 2,2- 2,4м. Камни заполнения оградки почти полностью выброшены наружу. Изваяние выброшено из оградки к востоку, при этом,  восточная стенка повалена. Грабителями оградка прокопана  почти до основания стенок.
Вторая оградка, южная, имела параметры близкие первой, но сильнее разрушена. Стенки ее были составлены из 1-2 плит, некогда вкопанных вертикально, но в вертикальном положении сохранились лишь северная и западная стенки, плиты остальных стенок  выломаны и повалены. Изваяние южной оградки оказалось поваленным на спину на камни ограды в северо- западном углу. Оградка подверглась основательному разграблению: внутреннее пространство оградки прокопано грабителями, при этом камни заполнения не были выброшены из оградки, но были перемещены со своих мест. Исследованный комплекс позволяет установить, что изваяния  были установлены в  центре оград, лицом  были обращены на восток.
Изваяния представляют собой стелы, из специально подобранных каменных глыб, длина одной составляет 225 см, другой- 243см. На одном конце камня высечено лицо. Персонаж северной оградки представляет мужчину с близко посаженными глазами, длинным узким носом, с усами и окладистой бородой. В южном изваянии представлен персонаж сходный по иконографии, он более молод, бородка у него «клинышком».  Голова его  покрыта убором в виде колпака.
Данный поминальный  комплекс, находится в культурной и хронологической связи с поминальным комплексом, исследованным нами в могильнике Ой - Джайляу-8 годом раньше, оба  представляют мужских персонажей, один их которых,- в южной оградке, - имел головной убор в виде колпака. Среди каменных изваяний древнетюркской эпохи, представлявших мужские фигуры, подобные фигуры не были известны. Таким образом, раскопками двух последних сезонов в урочище Ой- Джайляу выявлены каменные изваяния нового иконографического типа, представляющие пока неизвестные культовые образы. Предположительно, иконографический  типаж Ой-Джайляуских изваяний может быть связан с изображениями ряда персонажей наскальных изображений Ой- Джайляу и Тамгалы.

Фотоиллюстрации


Курган 9 могильника Ой - Джайляу-8.


Керамический сосуд из кургана 9.

 
 
   
 
2019 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана сайт разработан компанией Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг