В данной статье автором рассматривается вопрос сакральных памятников Туркестанского оазиса. Несмотря на хорошо известные не только археологам, но и научной общности такие крупные городища, как Туркестан, Сауран и Сидак, достаточную информационную базу, степень изученности Туркестанского оазиса остается не соответствующей его культурно-историческому значению.
Несомненно, Туркестанский регион с древнейших времен был не только хозяйственноэкономическим центром, но и местом, где возникло и развивалось в тесной взаимосвязи религиозное мировоззрение и кочевников, населявших территорию, начиная от Алтая, которые поклонялись богу Тенгри, и оседлого населения Турана, поклонявшегося Заратуштре. По этому поводу прав поэт М. Жумабаев, который сказал, что Туркестан – «ворота двух миров». В одном жизненном пространстве сосуществовали два вида религии: поклонение кочевников богу Тенгри и религия оседлых земледельцев – зороастризм. Обобщение археологического материала, использование его в исторических, культурологических исследованиях дает возможность полнее представить историю жизни, культуры данного сакрального региона. Ключевые слова: Туркестанский оазис, сакральные памятники, археологические исследования, Туркестан, Каратобе, Сауран, Сидак.