Вопросы законодательного обеспечения защиты и популяризации историко-культурного наследия народа стали темой выездного заседания Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента, состоявшегося в Туркестане.
В обсуждении важной темы приняли участие не только законотворцы, но и известные археологи, эксперты, ученые, представители государственных органов, руководство и сотрудники акимата Туркестанской области.
В древнем городе начинается беспрецедентное по масштабам строительство, и очень важно, чтобы застройщики не уничтожили бесценные свидетельства прошлого, которыми буквально напичкана туркестанская земля. Собственно, то, что многие объекты археологии в нашей стране беспощадно разрушаются, ни для кого не новость. Вот и накануне проведения выездного заседания на тему «Законодательное обеспечение охраны и популяризации историко-культурного наследия» стало известно, что в Шымкенте полностью разрушено городище Каратобе – древнее поселение, основанное в пределах II в. до н. э.
Огромный по площади курган высотой в 15 м сровняли с землей, подготовив земельный участок под застройку. Тем самым ученых лишили возможности исследовать городище, относящееся к периоду нахождения в этой местности государства Кангюй (Кандзюй) – наименее изученного специалистами. Археологи считают, что этот памятник археологии имеет значимость для истории.
Стереть курган с лица земли не помешало даже то, что объект находился под государственной охраной. Еще 9 июня 2010 года подписано постановление Южно-Казахстанского областного акимата, которым утвержден Государственный список памятников истории и культуры местного значения ЮКО. Городище Каратобе значится в нем под номером 209.
Печальная судьба городища во многом показательна и объясняет то, почему сотрудники Института археологии им. А. Маргулана на протяжении многих лет так настойчиво добивались разработки и принятия закона об археологическом наследии в дополнение к существующему Закону «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».
Участники заседания в этом ключе особое внимание уделили выявлению объектов историко-культурного наследия, их учету, вопросам проведения историко-культурной экспертизы, паспортизации объектов.
В своих выступлениях депутаты и участники заседания отметили, что сегодня не на должном уровне обеспечивается сохранность многих выявленных объектов, которым придан статус памятника истории и культуры.
В Казахстане насчитывается свыше 25 тыс. объектов историко-культурного наследия, из которых около 11 тыс. имеют статус памятников истории и культуры, являющихся общенациональным культурным достоянием, которые требуют эффективного использования, рационального управления и обеспечения юридических, административных мер по их защите и охране.
– Мы знаем, что есть высокий риск исчезновения археологических памятников, – отметил в своем выступлении аким Туркестанской области Жансеит Туймебаев. – Особенно они могут пострадать в ходе проведения различных хозяйственных и строительных работ. Памятники археологии расположены в основном в степных и горных районах. Невозможно держать на постоянном контроле их сохранность. В соответствии с новым законопроектом ответственность за сохранность памятников будут нести собственники земельных участков, на которых они расположены, что в свою очередь положительно скажется на их сохранности.
Профессор археологии Виктор Зайберт полагает, что сегодня необходима государственная стратегия развития исторической науки и решения проблемы сохранения объектов историко-культурного наследия.
– Очень много погибших объектов, очень многие объекты затрагиваются дикими археологами, которые появляются как грибы после дождя, – считает профессор. – С этими проблемами должны бороться не только правовые организации, но и население. Каждый депутат и все мы взяли на заметку и записали те вопросы, которые нужно решить в перспективе.
Директор Института археологии
им. А. Маргулана академик Бауржан Байтанаев в своем выступлении обратил внимание аудитории, что археологическое сообщество многократно обращалось в центральные государственные органы, к депутатам Мажилиса Парламента, внося предложения по совершенствованию рассматриваемых законопроектов, которые содержат как прогрессивные нормы, так и такие, которые требуют доработки и даже пересмотра.
Археологи надеются, что разрабатываемый проект закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» сможет решить несколько основных задач. Они включают формирование принципиально новой правовой основы для комплексного регулирования отношений в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия, позволит ликвидировать противоречия и пробелы в действующем законодательстве страны, а также обеспечит соблюдение положений международных документов по охране и использованию историко-культурного наследия республики.
Среди положительных моментов инициаторы разработки законопроекта отмечают введение сроков в системе учета историко-культурных объектов, передачу функции «утверждения границ зон охраны» от местных представительных органов (маслихатов) местным исполнительным органам, обязанность уведомлять государственные органы (согласно их компетенции) за 10 календарных дней до начала научно-реставрационных и археологических работ на памятнике истории и культуры.
– К сожалению, в законопроекте содержатся не до конца продуманные нормы, которые могут привести к разрушению сложившейся системы охраны археологических объектов, – предостерегает Бауржан Байтанаев. – Взять, к примеру, норму, согласно которой объекты археологии утрачивают свой особый правовой статус и приравниваются ко всем остальным историко-культурным объектам.
Дело в том, что, согласно действующему законодательству, все археологические объекты с момента их выявления приобретают статус памятников истории и культуры. Сегодня памятники археологии, в отличие от других объектов историко-культурного наследия, не нуждаются в признании их памятниками истории и культуры в связи с исключительной научной и культурной значимостью всех археологических объектов. Приобретение памятником археологии статуса памятника истории и культуры с момента обнаружения, включая случайные находки в ходе проведения строительных работ и иной хозяйственной деятельности, – это своего рода «иммунитет», защита памятника от его разрушения в процессе освоения земель и от посягательства «черных археологов».
– В южных регионах страны сегодня практически все земли переданы в частную собственность, и при потере такого «иммунитета» неучтенные объекты можно будет безнаказанно разрушать, – убежден Бауржан Байтанаев. – Это неизбежно приведет к массовому уничтожению неисследованных объектов археологии, обнаруженных в ходе хозяйственной деятельности. Собственник земельного надела не станет никому сообщать о своих находках, предпочтя тихо запахать поле или что-то построить на месте обнаружения артефактов. Однозначно, статус как памятников истории и культуры, так и памятников археологии должен закрепляться включением объектов в государственные списки. Но момент и способ обретения статуса при этом должны быть разными.
Все предложения и дополнения в законопроекты, прозвучавшие в ходе выездного заседания Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента, будут в рабочем порядке представлены для коллегиального обсуждения.
– Кое-что мы взяли себе на заметку, понимая, что это действительно нужно для совершенствования той нормативно-правовой базы, которая будет дорабатываться для реализации данного закона, – так прокомментировала итоги работы выездного заседания вице-министр Министерства культуры и спорта Акбота Раимкулова. – Любой закон предполагает их наличие. Эта встреча еще раз подтвердила, что мы на правильном пути.