Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык 44
Телефоны:
8 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

 

 

 

Главная Сакральная География Наследие предков – основа модернизации

Наследие предков – основа модернизации

Н. Назарбаев: «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»

Анвар Мамраимов, руководитель пресс-службы Института археологии им. Маргулана, писатель-публицист, режиссер документального кино:

В програм­мной статье «Взгляд в будущее: модер­низация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев определил задачи, стоящие перед общественностью Казахстана: «Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана» или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». Сакральное, иными словами – священное, это все, что связывало и связывает человека с культурным и духовным наследием предков. Сакральные объекты Казахстана имеют древнюю историю. Среди них культовые архитектурные сооружения, города, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки, исторические ландшафты. История изучения культуры казахского народа показывает, что география, которую можно назвать сакральной, уникальна и многолика. Познание ее требует слаженных усилий многих научных коллективов. Начата огромная работа по систематизации сакральных мест Казахстана. Составлен реестр, включающий многочисленные значимые объекты природы и историко-культурного наследия, на основе коллегиального отбора научными коллективами трех организаций: Института археологии им. А. Х. Маргулана, Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, Института истории государства. Сотрудники институтов, основываясь на своей специализации, материалах архивно-библиографического характера, полевых исследованиях, сформировали реестр с характеристикой объектов от древнейших времен до современности.

Как справедливо отметил наш Президент, внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. И указ о переносе административного центра Южно-Казахстанской области из Шымкента в Туркестан и переименовании ЮКО в Туркестанскую область, безусловно, даст толчок развитию исторической столицы Казахстана. Это по праву, и не только потому, что там находится мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Туркестан – один из самых влиятельных исторических, религиозных, экономических центров Казахстана на протяжении многих веков. По своему культурному значению Туркестан имеет не просто национальное или континентальное значение – это глобальная величина. Это решение придаст импульс развитию города и региона в целом, туризма как внутреннего, так и международного.

Туркестан наряду с такими историческими центрами, как Отрар, Сауран, Испиджаб, Тараз, является знаковым объектом на Великом шелковом пути. Там мы проводим раскопки, находим артефакты, выставляем их в музеях и на выставках, работаем поэтапно. А именно – раскопки, консервация с подключением реставраторов, музеефикация с подключением историков, музейных работников и, самое главное, включение этих объектов в туристические маршруты. Если мы раньше ограничивались только поиском и находками, то сейчас рассказываем об этом уже всему миру. Через эти артефакты мы узнаем не только свою историю, летопись предков, но и рассказываем современникам. Это очень важно, потому что мы молодое, развивающееся государство. У нас только, по официальным данным, от 25 до 30 тысяч зафиксированных памятников истории. А сколько их вообще? Мы богатейшая в этом плане страна, городищ и курганов не счесть. Все нужно включать в орбиту международного туризма, идентифицировать.

За всей обыденностью, вызовами и проблемами мы зачастую забываем, что у нас есть великие история, культура, летопись. Все это достояние должно служить той самой духовной основой для построения сильного и процветающего государства. Если мы будем знать свою историю, мы будем гораздо увереннее смотреть в будущее. И в этом плане археология, и в частности Институт археологии имени Маргулана, вносит большой вклад. Учитывая факт отсутствия письменности при кочевнической культуре номадов, а казахи постоянно перемещались, что может восполнить этот пробел? Только археология и те артефакты, которые мы находим в толще столетий и тысячелетий. То есть, находя какие-то орудия труда, предметы утвари, оружие, украшения, мы понимаем, как жили наши предки, как трудились, какими были мастерами. А между тем они были великими мастерами, и сегодняшние реставраторы, включая Крыма Алтынбекова (автор множества реконструкций облачения и атрибутов древних кочевников, таких как Золотой человек, Берельские кони, Сарматский вождь, Сарматская жрица Алтын Ханшайым и др. – Прим. ред.), утверждают, что никогда не смогут достичь высочайшего уровня мастерства наших предков. К примеру, наши предки обрабатывали золото таким образом, что через золотую фольгу можно видеть свет солнца. Аналогичного уровня профессионализма и мастерства достичь сегодня невозможно, несмотря на развитие высоких технологий. Как этого добивались наши предки при кочевом образе жизни, без такого инструментария, как сейчас, – большой вопрос. И поэтому, находя эти артефакты, реставрируя и показывая их в музеях и на всевозможных выставках, мы не только обогащаемся сами, но и вносим лепту в мировую культуру. Сегодня мы возвращаемся к своим истокам, возвращаемся к прошлому, чтобы стать сильнее.

Самое главное – поменять наше сознание. Людям надо дать понять, что мы сейчас живем абсолютно в новых реалиях. Вчерашний день ушел, а что сегодня, а самое главное – что будет завтра? И готово ли общественное сознание к такой трансформации после десятков лет коммунистической идеологии. Выход один – выстраивать собственную идеологию, но каким образом? Незачем выдумывать новое или изобретать велосипед, только из прошлого, только на мудрости наших предков. И в этих условиях археология приобретает просто божественное значение, переоценить значение которого невозможно.

Были времена, когда мне запрещали снимать мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, когда религия была, что называется, в загоне. При этом коммунистические идеологи забывали, что религия – неотъемлемая часть культуры. Я помню время, когда главная святыня Туркестана была закрыта на амбарный замок. Там гнездились птицы и летучие мыши, кругом – саксаул и бурьян. А сегодня мы восстанавливаем нашу уникальную культуру по крупицам. Вот в этом ключе и работают археология и археологи, по кирпичику воссоздавая нашу богатую историю. Модернизация общественного сознания абсолютно невозможна без истории, культуры и летописи предков. Вот все звенья. Мы можем строить свое будущее, только взяв за основу наследие наших предков.

Источник: vecher.kz

 
 
   
 
2018 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана сайт разработан компанией Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг