Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык 44
Телефоны:
8 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

 

 

 

Главная Сакральная География Каркас национальной идентичности

Каркас национальной идентичности

В рамках реализации программы духовного возрождения «Рухани жаңғыру» в свет вышло первое издание из серии «Сакральная география Казахстана» – реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры.

Работа над проектом началась после выхода программной статьи Президента Нурсултана Назарбаева­ «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой одной из главных задач обозначена давно назревшая необходимость. «Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана» или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана», – отметил Глава государства.

В этом вопросе, как говорит главный редактор издания, директор Института археологии им. А. Маргулана, академик Бауыржан Байтанаев, мы опережаем многие страны, где подобного рода проекты имели локальный характер. В качестве примера он приводит реализованный в России проект «Сакральные объекты Якутии» и научные изыскания ученых британских и американских университетов, исследующих сакральные объекты, быт, культуру и обряды народов мира. В общегосударственном масштабе такая программа реализуется впервые в мире.

– Для нас самих было важно прежде всего дать четкое определение: что такое сакральная география? Совместно со специа­листами Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова и Института истории государства мы собрались и проводили долгие часы за обсуждениями. Они, к слову, идут до сих пор, но в целом, что касается критериев подхода, есть общее решение. Если говорить категорией понятийного определения, то сак­ральное – это в первую очередь понятие духовное, – говорит ­Бауыржан Байтанаев. – Если быть кратким, это все, что связывает нас с божественным, небесным миром предков на мировоззренческом уровне. Общение с Богом для каждого человека – это ведь всегда очень интимно. И способы поклонения у всех разные: одни, как, к примеру, казахи, верят в дух предков, другие находят источник духовной силы в тенг­рианстве, третьи поклоняются Заратуштре. Оказалось, что у нас богатая и разнообразная сак­ральная география.

Сакральные объекты Казах­стана имеют тысячелетнюю историю, глубочайшие истоки. Они разнообразны и различаются по содержанию и типологическим характеристикам. Их современное состояние неоднородно в разных регионах страны. Оно зависит от места расположения, степени урбанизации, обслуживания и организации охраны.

Что касается типологического состава сакральных объектов, то он также неоднороден. В первую очередь сюда следует определить объекты историко-культурного наследия, к которым относятся культовые архитектурные сооружения, города, поселения, курганы, могилы, некрополи, святилища, наскальные рисунки и места исторических событий. По словам Бауыржана Байтанаева, все четыре явления природы – вода, огонь, земля, воздух – сами по себе сакральные понятия.

– Наши археологи и сегодня находят такие сакральные объекты, как храмы огня. А языческие и зороастрийские обряды, канонизированные исламом, и сейчас присутствуют в нашей жизни, – подчеркивает академик. – В особую группу необходимо выделить объекты природы, которые наделены сакральными функциями самим человеком. Это горы, сопки, родники, реки, ущелья, деревья, пещеры, отдельные географичес­кие ландшафты и даже… ветер.

По словам Бауыржана Байтанае­ва, когда в горах Каратау на юге Казахстана неделями свирепствует сильный ветер, прозванный в народе Арыстанды карабас, местные жители проводят древние обряды по его «усмирению». По свидетельству очевидцев, среди которых были и специально приг­лашенные ученые-этнографы, всегда отличающийся неистовым буйным нравом Арыстанды карабас после проведения череды ритуальных манипуляций терял свою силу и постепенно затихал.

Если подобные объекты природы имеют древние сакральные традиции, то, к сожалению, есть и такие, «святость» которых была провозглашена совсем недавно. Большинство из них появились в период развития в Казахстане паломнического туризма и имеют под собой вполне выраженную коммерческую основу. Они слабо изучены и требуют проведения всестороннего исследования и научной экспертизы.

В целом сложившаяся ситуация на сегодня такова, что наряду с хорошо известными сакральными объектами, вошедшими в археологическую и историческую науки, возникают новоявленные действую­щие архитектурные и природные объекты, называемые иногда религиозными памятниками, святыми местами. Показательную в этом отношении историю рассказал и сам Бауыржан Байтанаев.

– В конце 80-х годов наша археологическая экспедиция проводила изыскания на территории Южного Казахстана. Неподалеку от лагеря бил родник, возле которого местные жители устраивали пикники с распитием алкогольных напитков. Само расположение источника не выделялось ничем примечательным, кроме покосившейся рядом кошары. Ее хозяин вел бойкую торговлю баранами, – вспоминает академик. – Кто бы тогда мог предположить, в какие сферы заведет его активная предприимчивость? Каково же было мое удивление, когда спустя 30 лет я волею судьбы вновь оказался в этих местах: вместо неказистой хибары сверкал на солнце куполами мавзолей некоего святого…

По предположению заслуженного археолога, такой сакральный архитектурный «новодел» приносит его хозяину немалый доход, поскольку за последние годы стал одним из самых посещаемых объектов паломнического туризма.

Здесь необходимо прояснить следующее обстоятельство: считаются ли такие объекты памятниками архитектуры? По мнению ученых, таковыми принято считать сооружения прошлого, которые имеют историческое, научное и художественное значение. Такие памятники обладают правом неприкосновенности.

Могут ли обладать таким правом многие другие, возникшие в наши дни сакрально-культовые объекты? Их временной статус невелик, они не имеют подлинной истории, опираясь только на вымысел. И самое важное: они не обладают главным критерием для признания их памятником – историко-художественной ценностью.

Но ситуация, как и общественное сознание, за последние 30 лет существенно изменились. Религиозный туризм благодаря коммуникативной функции вовлекает в свою орбиту все более обширные регионы и увеличивает и без того немалое количество объектов паломничества. Сегодня уже трудно провести однозначную границу между туризмом и паломничеством, которое всегда играло знаковую роль в духовной культуре казахского народа.

Ученым предстоит сформировать собственное видение и сформулировать свое отношение к этой данности, чтобы поставить заслон откровенному шарлатанству в области историко-культурного наследия, отказаться от некоторых «натяжек» в истолковании памятников сакрального содержания, чтобы не дать возможности проявления на этой почве религиозного экстремизма. Данному процессу необходимо придать правовое и научно-историческое обоснование, для чего предстоит разработать механизмы историко-культурной экспертизы природных и иных сакральных объектов.

– Сакральная география – это щит, призванный защищать нас от вызовов, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Сегодня на Ближнем Востоке идет война с так называемым ИГИЛ, которое совершает свои преступные действия под флагом ислама, навязывая взгляды чуждых нам религиозных экстремистских течений. Мы должны противопоставить этой идеологии свои ценности, основанные на истории древнейшей цивилизации, формировавшейся на огромной территории между Тихим и Атлантическим океанами, – утверждает академик Байтанаев. – В нашей культуре нет места проявлению насилия над человеком – ни духовному, ни физическому. Казахстан – многонациональная, мультикультурная и многоконфессиональная страна.

В нашем разговоре директор Института археологии им. А. Маргулана то и дело возвращался к воп­росам определения сакральнос­ти. В первую очередь, говорит он, мы должны понимать духовную составляющую этого явления. Академик выступает против того, чтобы сакральные объекты духовного свойства подразделялись на общенациональные и региональные, задавая приверженцам такого предложения вполне резонный вопрос: а общение с Богом тоже будет проходить на высшем или местном уровне?

Сакральность нельзя делить на категории подобного рода. Другое дело, когда речь идет о материальной составляющей сакральнос­ти – памятниках архитектуры и культуры, – в их отношении такое подразделение вполне уместно.

Реалии сегодня таковы: сак­ральная география Казахстана настолько многолика, много­образна и уникальна по своему составу, что выявить, определить и описать ее за кратчайшие сроки практически невозможно. Реализация этой сложной задачи потребует кропотливой и слаженной работы научных коллективов на протяжении ряда лет.

В первом издании представлены начальные этапы работы по систематизации объектов, имеющих сакральное значение для народов Казахстана. Реестр включает объекты природы, историко-культурное наследие и малоизвестные памятники, объединенные в книге с учетом выработанных критериев, охарактеризованные как сакральные и описанные на основе дифференцированного подхода и подбора доказательств их значимости.

По состоянию на 2017 год предварительный список сакральных объектов Казахстана включает 574 наименования, из них в первом выпуске описано 278 объектов. Информация по сакральным объектам для издания подготовлена научными коллективами трех научных организаций – Института археологии им. А. Маргулана, Института истории и этнографии им. Ч. Валиханова и Института государства.

Для составления аннотаций сак­ральных объектов привлекались как архивно-библиографические сведения, так и полевые материалы. Хронология объектов охватывает период от глубокой древности до этнографической современности. С этими объектами связаны места, имена, события, которые оставили в этнокультурной памяти глубокий след, определив наш нравственный стержень – национальный код народа. О таких святых для нас объектах точно и емко сказал Президент Нурсултан Назарбаев: «…все они образуют каркас нашей национальной идентичности».

Источник: kazpravda.kz

Автор: Уак Манбетеев

 
 
   
 
2018 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана сайт разработан компанией Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг