Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык 44
Телефоны:
8 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

 

 

 

Главная Экспедиции

Сохранить наследие прошлого

Завершился прием проектов международного конкурса по разработке Генерального плана застройки Туркестана.

Совсем скоро общественность узнает концепцию развития уникального по своим архитектурно-археологическим памятникам города, по праву считаю­щегося одним из центров как внутреннего, так и международного туризма. Но какой бы она ни была, предстоит решать непрос­тую задачу по интеграции исторической среды многовекового города с потребностями нового развивающегося административного центра.

Какими же видятся перспективы развития древнего города в современных условиях? Ответ на этот вопрос наш корреспондент искала вместе с известным археологом, начальником Туркестанской археологической экспедиции Института археологии им. А. Маргулана Ербулатом Смагуловым, на протяжении десятилетий изучающим древний Туркестан и памятники его оазиса.

– Ербулат Акижанович, Туркестан позиционируется как наша духовная столица, а во многих странах тюркского мира, например, в Азербайджане и Турции, этот регион известен как историческая прародина тюрков, поскольку здесь расположена усыпальница «апостола истины», суфийского миссионера Ходжи Ахмеда Ясави. Многие другие памятники археологии, архитектуры свидетельствуют об исторической глубине местной культуры. Вам, как археологу, многие годы исследующему Туркестан, они хорошо известны. Какие перспективы в их изучении открываются в связи с обретением Туркестаном нового статуса – административного центра области?

– Как обычно происходит в реальной жизни – перспективы разные. Есть в этом и позитивные моменты, есть и негативные. Все зависит от компетенции и воли реальных людей, которые будут принимать решения. Надеюсь, общими усилиями нам удастся превратить все возможные минусы в плюсы.

Туркестан – один из немногих городов Казахстана, чья история длится более чем 2 тысячелетия. За это время социальный статус города неоднократно менялся. Но неизменной оставалась его религиозно-культовая составляющая – от регионального культового центра, столицы округа/вилайята в монголо-тимуридскую эпоху, тюркской Мекки Востока до духовной столицы. Естественно, что земля Туркестана необычайно богата разнообразными памятниками историко-культурного наследия. Вряд ли у нас найдется другой такой город. Некоторые исторические памятники широко известны, но, думаю, что о многих мы еще даже и не подозреваем!

– Чуть ли не ежегодно возглавляемая Вами археологичес­кая экспедиция находит что-то новое. Этот полевой сезон тоже не обошелся без открытий?

– Действительно, каждый год земля Туркестана приоткрывает свои тайны. Вот буквально на днях случайно обнаружилось, что протекающая рядом река Карачик, подмыв и обрушив крутой берег, обнажила профиль огромной средневековой кирпичеобжигательной печи. Обследование местности позволило нам обнаружить здесь следы еще 6 таких печей. Ведь это целый кирпичный завод! Сразу же встает вопрос: не здесь ли обжигали кирпич, из которого построен мавзолей Ходжи Ахмеда? Чтобы ответить на него, нужны археологические раскопки, проведение конкретных исследований.

Именно памятники прошлого наделяют город особой аурой, которая передается любому прикоснувшемуся к страницам его истории. Здесь и монументальный архитектурный комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, и так и не вскрытый пока полностью, самый древний в Казахстане архитектурный комплекс цитадели Древнего Яссы/Туркестана, и относящийся к первым векам до нашей эры сакральный мавзолей Гаухар-ана, и чудом сохранившаяся подземная суфийская мечеть Хильвет с местом уединения миссионера и отшельника...

При этом сакральные объекты духовной культуры и истории народа – достаточно хрупкая субстанция. В связи с этим археологов беспокоит, что новые перспективы Туркестанa могут повлечь и новые угрозы памятникам прошлого, дошедшим до нас через века.

Сейчас в стране реализуется инициированная Президентом страны программа духовного возрождения «Рухани жаңғыру», вызвавшая повсеместный повышенный интерес к объектам истории и археологии. Хочется надеяться, что грамотно включенные в живую ткань планируемого, по сути, нового города, или «Большого Туркестана», древние памятники придадут ему особую духовность, сакральность, которая будет выгодно характеризовать роль и значение Туркестана в истории и культуре современного Казахстана. Духовность казахского народа во все времена строилась вокруг культа предков: ее стержневым смыслом всегда было особое почтение к истории народа, к личностям, ее творившим и придававшим ей смысл.

– У Вас, как специалиста, существуют опасения по поводу сохранности памятников?

– Сакральные объекты с большой вероятностью могут оказаться в зоне освоения новых территорий, выделенных под строительные нужды со всеми вытекающими последствиями. Границы зон охраны памятников, будь то святой мазар или средневековое городище, определялись многие десятилетия назад, когда точно документировать территориальные масштабы памятников порой было просто невозможно, поскольку не проводились археологические исследования. Зачастую уже утвержденные зоны охраны, которые закреплены государственными актами землепользования, фактически включают лишь небольшую часть памятника, оставляя его основную площадь вне охранной зоны. Поэтому над большей частью памятников нависает угроза «законного» уничтожения.

– Есть ли конкретные примеры?

– Их немало. Одним из таких крупнейших памятников является городище Шой-тобе. Оно расположено в шести с половиной километрах к юго-востоку от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, но в связи с естественным территориальным ростом города этот памятник попадет в зону освоения «Большого Туркестана». А ведь здесь вполне аргументированно локализуется исторический город Шавгар, относящийся к VI–XIV векам. Шой-тобе отождествляется со столицей вилайята (области), центром общественно-политической жизни в этом регионе, в котором Яссы – предтеча Туркестана – был региональным культовым центром. Расширение границ Туркестана, вполне вероятно, включит средневековый административный центр – исторический город Шавгар (городище Шой-тобе) в территорию нового административного центра области. Последствия этого вполне предсказуемы.

Между тем у этого древнего городища есть перспектива стать оригинальной достопримечательностью нового областного центра, если принять меры к его сохранению, исследованию и музеефикации. Или же он утратит большую часть территории. Дело в том, что у государственного музея-заповедника «Азрет Султан» есть государственный акт на землю, который едва включает одну треть памятника. Остальная же территория городища XIII–XIV веков, как выясняется, осталась вне зоны охраны. А это около 50 гектаров средневековой застройки!

И такая ситуация фактически со всеми памятниками Туркестана и его исторического оазиса. Даже границы зон охраны самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави требуют корректировки и утверждения. А это, как известно, памятник, включенный ЮНЕСКО в престижный Список памятников мирового культурного наследия. Его границы намечены десятилетия назад, но не были утверждены, и они уже не соответствуют реалиям. Такая же ситуация с городищами древнего и средневекового Саурана. И здесь государственные акты на землю охватывают лишь малую часть памятников истории и археологии. Может так случиться, что через несколько лет от этих городов-мегаполисов своего времени останутся лишь холмы цитаделей.

Есть и другие, возможно, менее масштабные, но от этого не менее значимые памятники историко-культурного наследия Туркестана, нуждающиеся в скорейшем всестороннем исследовании, выявлении границ, утверждении обусловленных законом соответствующих зон охраны. Результаты этих работ должны быть в полной мере учтены в новом Генплане развития Туркестана. Дабы нам избежать той скандальной коллизии, что случилась в прошлом году с городищем Талгар в Алматинской области.

Ведь международный урбанистический опыт показывает, что чем более оригинальны, аутентичны и сакральны объекты, определяющие лицо города, тем более привлекательны они для мирового туризма. Даже потеря одного памятника, будь он мал или велик, это преступление не только перед прошлым, но и перед будущим. Казахстанцы немало ездят по миру и уже, наверное, понимают, что не бетонно-стеклянная алюкобондность постмодерна придает своеобразие тому или иному городу, а богатый багаж прожитых веков, воплощенный в обихоженных памятниках прошлого.

– Ербулат Акижанович, похоже, мы плавно подошли к первоочередным мерам по охране и использованию памятников историко-культурного наследия Туркестана. С чего же, на Ваш взгляд, нужно начать?

– Да, собственно, с этого и начать: учет, точная документация памятников, издание Свода памятников. Работа эта в той или иной мере давно ведется как Государственным музеем-заповедником «Азрет Султан», так и областными органами. Много лет специалисты разных ведомств работают над составлением Свода памятников Туркестанского района, однако эта работа никак не достигнет логического завершения. Есть в этом и объективные, и субъективные причины. Но теперь очевидно, что времени на затягивание процесса не остается.

То есть, опираясь на Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», представляется необходимым незамедлительно провести работу по выявлению, учету, изучению, определению зон охраны всех памятников на территории, которую предполагается отвести под будущую застройку областного центра и его окрестностей.

Помимо хорошо известного мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, относящегося к XIV веку, Туркестан обладает поистине уникальным памятником – древней цитаделью города (крепости) Яссы. Она расположена рядом с мавзолеем, относится к первым векам до нашей эры – третьему веку нашей эры и неплохо сохранилась. Здесь на археологическом раскопе можно буквально гулять под арками и сводами, построенными во времена расцвета Кангюйской державы.

Сохранившаяся высота крес­тообразного замка местами превышает 3 м. Архитектурно-фортификационный комплекс цитадели Яссы – выдающийся памятник древней архитектуры, и после музеефикации он может стать прекрасным объектом международного познавательного туризма. Следует провести в двух-трехлетний период археологические исследования на цитадели древнего городища Культобе, чтобы создать на нем объект международного туризма.

Для экспонирования средневекового исторического периода стоило бы начать широкомасштабные археологические исследования на городище Шой-тобе, прекрасно подходящем для создания археологического парка – как современной формы развития международного туризма. Для этого можно привлечь волонтеров из разных стран. Здесь хорошо представлены слои караханидской (XI–XII века) и чагатаидской (XIII–XIV) эпох, характеризующие культуру средневековой столицы оазиса. Великолепным археолого-архитектурным парком в окрестностях Туркестана может стать городище Сауран, где уже вскрыты и консервируются памятники поздней архитектуры эпохи расцвета Казахского ханства.

Ну а в целом Туркестану как новому областному центру и древнейшему казахстанскому городу необходима цельная государственная программа изучения, выявления и сохранения памятников культурного наследия.

Источник: kazpravda.kz

Автор: Любовь Доброта

 
 
   
 
2018 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана сайт разработан компанией Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг