Наскальные рисунки бронзового века, пережившие тысячелетия, оказались под прицелом вандалов, безжалостно разрушающих древние послания предков.
Петроглифы у подножия горы Улькен-Тура Каратауской гряды находятся в каких-то 70 км от Шымкента. Сопки с петроглифами начинаются у подножия горы и спускаются к самому берегу реки Боралдай. Святилище эпохи бронзы известно сотнями наскальных изображений, датируемых серединой второго тысячелетия до нашей эры. Так что это – уникальная книга истории, ознакомиться с которой может любой желающий.
Час езды – и взору открывается небольшая ложбина, обрамленная каменной насыпью. Такое ощущение, что чья-то заботливая рука выложила скальную гряду, чтобы потом нанести на нее рисунки, повествующие о жизни предков. Вот сцена охоты со всеми ее атрибутами, включая рисунок средневекового лука. Сомневаться не приходится: в эпоху бронзы здесь водились муфлоны и олени, изображения которых отчетливо видны на камне.
Красавец-архар с огромными рогами выбит древним человеком на плоской стороне темно-синего камня. К слову, цвет камней, на которых есть рисунки, варьируется от темно-синего до темно-коричневого. Гладкая и блестящая, как будто лакированная, патина образовалась под воздействием солнца. Далее следует сцена, изображающая семейную прогулку. Папа, мама и ребенок идут, держась за руки. На другом камне древняя рука нанесла колесницу и солярные знаки. То и дело встречаются сюжеты, имеющие культовый характер. Прежде всего, это ритуальные поединки. Особый интерес представляют жертвенные лунки, выбитые на большом плоском камне.
– Вот эта лунка в камне возле изображения архаров не просто отверстие, – поясняет директор Института археологии им. А. Маргулана Бауржан Байтанаев. – Сюда древние люди погружали острия копий перед охотой. Это часть ритуала, в основе которого лежало «задабривание» духов. Впервые такой ритуал фиксируется в эпоху бронзы, но наибольшее распространение получает в связи с переходом к кочевым формам скотоводства в раннем железном веке. Боралдайские петроглифы примечательны еще и тем, что здесь есть колесницы, – это очень редкие сюжеты, доказывающие, что колесница появилась в Казахстане, а уже потом ее переняли египтяне. Точно так же доказано, что одомашнивание животных, в частности лошади, произошло тоже на территории нашей страны, после чего и были созданы колесницы. Так что эти рисунки во всех отношениях – вещь уникальная.
Разглядывать живопись, которой почти 4 тыс. лет, можно долго и увлеченно. Жаль только, что все больше и больше камней обретает неподобающий вид. Несколько петроглифов просто отбиты. Свежие сколы на камнях не оставляют сомнений, что здесь поработали зубилом и кувалдой. И теперь остается только догадываться, что было изображено.
А современным «автографам», оставленным рядом с посланиями древних людей, а то и вовсе выбитым поверх тамги, и вовсе несть числа. Это каким надо быть варваром, как себя не любить и не уважать историю своей страны! Такие «художества» безжалостно уничтожают древние письмена. И с каждым годом их становится все больше и больше.
– Три года назад, когда только создавался природный парк, была только одна надпись, сделанная поверх петроглифов, – рассказывает генеральный директор Сырдарья-Туркестанского регионального природного парка Бейбит Мушкалов. – Сейчас их – десятки. Еще в 2014 году мы обращались в Байдибекский районный акимат, в областной акимат с предложением включить эти земли в состав природного парка. Его граница проходит буквально на расстоянии двух километров. Но вопрос так и остался нерешенным. Речь идет о территории площадью 30 гектаров. Если бы нам передали эту территорию, мы бы организовали охрану культурного наследия. И тогда не было бы массового вандализма. К сожалению, предупреждающей таблички, сообщающей, что это ценный памятник истории, для наших людей недостаточно.
Живописная природа и интересные археологические памятники, включая древние поселения и могильники, создают благоприятные условия для разработки экскурсионного маршрута по святилищу Боралдай. Учитывая, что это достаточно близко к Шымкенту, сюда можно было бы проложить туристический маршрут для участников ЭКСПО-2017. И наверняка среди них нашлись бы желающие посмотреть древние письмена, которых не так уж много осталось в мире.
Сотрудники Сырдарья-Туркестанского регионального природного парка экскурсии по своим туристическим маршрутам всегда начинают со знакомства с петроглифами. И если бы эту территорию включили в состав природного парка, они бы еще и обеспечили их охрану. И тогда бы было кому остановить вандалов, вместо восхищения безжалостно уничтожающих древние тамги, выбивая поверх наскальных рисунков свои имена, ровным счетом ничего не значащие для истории.
|