Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
г. Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык, 44
 

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Журнал Института археологии им. А. Х. Маргулана

КазНУ

Главная Экспедиции

К истории археологии исследования памятников Туркестана

Туркестанская археологическая экспедиция (ТАЭ) создана на основании "Договора о сотруд­ничестве", заключенном между Музеем-заповедником "Азрет Султан" и Институтом Археологии МОН РК в мае 1996 г.

Изначально Программой работ ТАЭ предусматривалось проведение археологических исследований по трем основным направлениям:

  1. Историческая топография, материальная культура, структура культурных слоев городища Туркестан и его предшественника - городища Культобе;
  2. Историческая топография, материальная культура, структура культурных слоев опорных памятников Туркестанского оазиса, таких как Шойтобе, Сауран и пр. и всего оазиса в целом;
  3. Археологический надзор за реставрационными работами в охранной зоне мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, которые вела турецкая фирма "Вакиф Иншаат".

Работы по каждому направлению ежегодно велись, сообразуясь с рабочими планами полевых работ, в которых формулировались конкретные задачи. Итоги полевых работ нашли отражение в ежегодных Научных отчетах, регулярно поступавших в архивы Государственного заповедника-музея "Азрет Султан", Института археологии им. А.Х.Маргулана, и в многочисленных научных и научно-популярных публикациях.

Первой задачей экспедиции в 1996 году было - начать стационарные исследования самых ранних слоев городища Ясы -Туркестан (Культобе), при этом сохраняя для последующей консервации и экспозиции сох­ранившиеся конструкции периода V-XIX вв. Второй - начать стра­тиграфические исследования на городище Шойтобе, отождествляемом с историческим городом Шавгар (Шаугар) (Бернштам, 1949), пред­шественником исторической роли в регионе города Ясы-Туркестан, а также, осуществление археологического надзора на территории охранной зоны городища Туркестан и памятников его округи. Уже в ходе работ в план экспедиции был включен и третий объект - Большой Хильвет, где нужно было провести шурфовку тарханы и расчистку тахаратханы.

На Культобе (Ясы) было начато вскрытие хронологически после­довательных строительных горизонтов на различных участках с целью получения дополнительных данных для обоснования ранее разработанной хронологии культурных слоев (Смагулов, 1994, с. 268-271).

Предварительно были определены для вскрытия и консервации участки горизонтов XIII -нач. XIV вв.; IX-XII вв.; V-VI вв. В этом году для музеефикации был подготовлен участок городской застройки площадью 400 м2.

Археологические данные, полученные в результате обследований и раскопок городища Шойтобе, свидетельствовали, что город окончательно прекратил существование в XIII в. Еще одним из существенных итогов работ ТАЭ на Шойтобе являлось обнаружение в его окрестностях двух неукрепленных поселении Шойтобе-1 и Шойтобе-2 (XIII-XIV вв.), что дополняет историю города Шавгар и вносит в неё новые детали (Смагулов, 1999; Смагулов, 1997, с. 35-43).

В феврале - апреле 1997 г. одним из отрядов ТАЭ на средства музея-заповедника "Азрет Султан" были проведены аварийные археологические работы в центральной части зала "Казандык" мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Здесь под полами зала были вскрыто несколько десятков стратифицированных погребений относящихся к V-XVIII вв. Эти материалы послужили основанием для уточнения вопросов исторической топографии города Туркестана (Смагулов, Туякбаев, 1998; Туякбаев, 1998; Смагулов, 1999; Смагулов, 2000; Смагулов, 1998, с. 32-42). В июле - августе 1997 г. на основании «Контракта» между турецкой фирмой "Вакиф Иншаат", проводившей реставрацию мавзолея, и НИПИ памятников материальной культуры МК РК Туркестанская археологическая экспедиция провела раскопочные работы в охранной зоне мавзолея. Эти работы были вызваны необходимостью разработки проекта благоустройства, в котором должны были быть учтены все вероятные культово-мемориальное сооружения, окружавшие некогда мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Некоторые их них по своей конструкции и предназначению были заглублены в культурный слой-Чилля-хана, подземные склепы мавзолеев, Малый Хильвет, тахаратхана и др. Многие ко второй половине XIX в. разрушились, некоторые были разобраны, и оказались перекрыты поздней "кокандской" стеной, окружившей мавзолей с севера, запада и юга.
Когда реставрационные работы дошли до благоустройства охранной зоны, был заключен Контракт на производство археологических работ. В задании к Контракту определялись такие работы:
- на участке перед главным фасадам мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави и вокруг мавзолея Рабий Султан Бегум изучить структуру культурного слоя и выявить, если удастся, остатки архитектурных сооружений -мавзолеев. Общая площадь раскопа составила около 200м2;
- обнаружить место расположения "восьмигранного" мавзолея и произвести раскопки площадью 300 м2 с целью выявления остатков мавзолея;
- произвести археологический раскоп у северного угла мавзолея (напротив окон Большого Аксарая) с целью выявления подземного склепа утраченного мавзолея.
В ходе работ ТАЭ были выполнены все пункты "Задания" предусмотренные Контрактом, а также был заложен стратиграфический раскоп на городище Ески Туркестан возле водоёма "Тоган".
В результате работ 1997 г. определено точное местонахождение "восьмигранного" мавзолея, а расчищенные остатки основания дали возможность в последующем восстановить конструктивно- планировочные особенности этой постройки'. Установлено также, что к востоку от этого мавзолея размещались рядовые жилые постройки с характерными для XVI-XVII вв. деталями интерьера - тандыры, суфы, площадки с ташнау и пр.
Стратиграфические разрезы на территории между мавзолеями Ходжи Ахмеда и Рабий Султан Бегум показали, что здесь в сохранившемся культурном слое мощностью до двух метров нет больше культово-мемориальных построек. Эта территория по уровню слоя XV-XVI вв. была занята в основном ординарными жилыми постройками.
Раскопками у стен "Большого Аксарая" был расчищен ранее обнаруженный склеп - семейная усыпальница XVI века. (Туякбаев, 1999, с. 111-114).
Стратиграфический раскоп на шахристане (СР. VIII) вскрыл остатки трёх самых поздних строительный горизонтов (XVIII-XIX вв.) (Смагулов, 1998, с. 10-14).
В 1998 г. Туркестанская археологическая экспедиция продолжила раскопочные работы, начатые 1996, 1997 гг. на городищах Шойтобе и Ески Туркестан и были начаты стратиграфические исследования городища Сидак.
На городище Ески Туркестан на берегу внутригородского водохранилища "Тоган" продолжены работы на стратиграфическом раскопе площадью в 250 м2. (СР. VIII) с целью изучения всей свиты культурных наслоений в центральной часть городища. Раскоп доведен до глубины 5 м и достиг слоя XV-XVI вв. Получены выразительные стратифицированные комплексы керамики и других находок (монеты, клад медных монет, бронзовое китайское зеркало, архитектурные остатки и др.). (Смагулов, 2000, с. 9-17).
1 Остатки мавзолея были законсервированы и в настоящее время экспонируются.

На городище Шойтобе продолжены работы на двух раскопах с целью изучения его ранних наслоений и определения времени возникновения города. На цитадели городища, на северо-восточном склоне еще 1996 г. был заложен стратиграфический раскоп размером 4 5x17 м. Раскоп углублен до 3,5 м. Зафиксировано три основных строительных горизонта. К юго-западу от цитадели в 250 м обнаружен древний некрополь города, расчищено три погребения относящихся к VI-VII вв. н.э. (Смагулов, 1999, с. 71-82).
В этом же году разведочными маршрутами по Туркестанскому оазису был обследован ряд других средневековых городищ, среди которых особо выделялось, по ряду топографических признаков, городище Сидак-Ата (Садык-Ата). На этом городище были заложены два стратиграфических раскопа общей площадью 200 кв. м. Цель раскопов: прорезать всю толщу культурных наслоений и датировать время возникновения этого памятника. Были вскрыты остатки мощных оборонительных стен, получен комплекс керамики и других находок, относящихся ко II-III этапам отрарско-каратауской культуры и характеризующих это городище как значительный памятник оседлой городской культуры Туркестанского оазиса позднеантичного и раннесредневекового времени.
Полученный в целом единообразный керамический материал из нижних ярусов раскопов по ряду характерных признаков находит аналогии в материалах происходящих из слоев пер. пол. I тыс. н.э. ряда южноказахстанских памятников и городищ Ташкентского оазиса. А сравнительно хорошо сохранившийся верхний строительный горизонт, пострадавший в сильном пожаре обещал обильные находки. Все это, а также своеобразие топографии памятника, позволяло рас­считывать на то, что широкомасштабные вскрытия архитектурных остатков цитадели, хотя бы по верхнему строительному горизонту, дадут интересный, а возможно уникальный материал по раннему периоду урбанизации края,
В 2002 году Туркестанская археологическая экспедиция (ТАЭ) возобновила работы на городище. Основным объектом стал раскоп №1 на цитадели. Он заложен как продолжение стратиграфического раскопа №1 1998 года, но с задачей вскрытия на максимально возможной площади строительных конструкций цитадели по уровню хорошо сохранившегося верхнего строительного горизонта" (ВСГ). Площадь раскопа перво­начально составляла около 900 м2. В перспективе, планомерно расширяя раскоп №1, предполагалось вскрыть планировку всего комплекса сооружений цитадели по верхнему горизонту. Уже первый сезон широкомасштабных вскрытий на цитадели показал, что верхний строительный горизонт содержит интересные материалы эпохи арабского завоевания края (конец VII- пер. пол.VIII вв.), и представляет собой достаточно хорошо сохранившиеся архи­тектурные остатки языческого храмового комплекса, перспективного для последующей консервации и музеефикации.
В 2004 г.2 продолжены исследования верхнего строительного горизонта в западной и северной части на участках площадью 45 х 40 м. и 20 х 40 м. примыкающих к раскопу прошлых лет. Здесь расчищены постройки, сохранность стен которых составляет от 0,5 до 1.2 м. Вскрытая планировка представлена жилыми комплексами (выявлено более десятка жилых домов, объединяемых в кварталы, разделенные узкими улочками), состоящими из центрального жилого помещения с центральным напольным очагом открытого типа, суфами вдоль 2-3-х стен. С этим жилым помещением проходом связано помещение-кладовая с развалами крупных керамических сосудов, жерновами и прочими многочисленными находками. Важным элементом застройки этой части цитадели являются просторные помещения - "хумхана" с рядами хумов вкопанными в суфы вдоль стен и с разбитыми крупными сосудами других форм (хумчи, кувшины, котлы, горшки и пр.). По предварительным подсчетам в таких хранилищах могло храниться до нескольких тонн зерна и прочих продуктов, т.е., объемы, явно превышающие годовую потребность отдельной семьи. Вырази­тельность керамическому комплексу данного горизонта придаёт своеобразная прочерченная по сырой глине орнаментация столовых сосудов и многочисленные тамгообразные знаки, как прочерченные, так и налепные, на тарных сосудах. Встречаются и прочерченные изображения "козликов", "птичек", "всадника" и т.д. Из интересных находок надо отметить находку полного комплекта ручного гончарного круга состоящего из каменной основы и керамической вращающейся подставки. В непосредственной близости от помещения, в котором обнаружен гончарный круг, зачищен участок двора, где происходил, надо полагать, "костровой" обжиг керамических сосудов. Своеобразен и комплекс ритуальных курильниц, зооморфных или же простых форм в виде чаши на разновысоких ножках.
Как и на других участках цитадели, здесь верхний горизонт пострадал от тотального пожара. На полах помещений фиксируются сгоревшие балки перекрытия, угли, прокаленная обмазка стен и полов.
2С включением городища Сидак в список памятников Государственной программы "Культурное наследие", реализация которой началась в 2004г. археологические исследования на этом уникальном памятнике приобрели систематический характер. Данный памятник стал одним из опорных объектов работ ТАЭ, a per иональная программа развития туризма включила его в число объектов посещения.

В северной части раскопа, прилегающей к северному краю холма цитадели, под полами верхнего горизонта выявлен трапециевидный в плане открытый двор храмового здания второго строительного горизонта. Площадь его примерно 25x36 м. Северной стеной является внешняя крепостная стена цитадели. Прочие стены сложены из пахсовых блоков и прослоены сырцовым кирпичом. Толщина стен достигает 2,5 м., а сохранность в юго-восточном углу 4,3 м., связанные с этими стенами полы залегают на глубине 4,5 м. от R(). В интерьере этого трапециевидного открытого двора выделяется высокая (1,2 м.) суфа десятиметровой длины вдоль восточной стены, алтарная зона с высоким подиумом у северной стены, вдоль которой расположены и помещения-хранилища. В них под уровни полов вкопаны хумы и хумчи. Рядом с одним из таких хумов обнаружен интересный клад украшений и амулетов в керамическом кувшине. Среди почти полутора тысяч разнообразных бусин из янтаря, коралла, стекла, сердолика, стеклопасты, хрусталя и халцедона, бронзовых, серебряных и каменных амулетов в кладе присутствовали и три халцедоновые геммы. Данный клад, вероятно, является подношением храму (божеству, почитавшемуся в храме?). Донатором, скорее всего, выступала женщина. Аналогичные по типу вещи в составе амулетных наборов характерны для женских погребений V в. некрополя Коныртобе в Отрарском оазисе (Смагулов, 2001, с. 90-100; Байпаков, Смагулов, Ержигитова, 2006 ).
При завершении в 2004 г. стратиграфического раскопа № 1 (СР. 1-98) на части его площади удалось углубиться до 22 яруса (11 м.). Установлено, что строительные конструкции хорошо прослежи­ваются на глубину до 17 яруса, а ниже расположена, как можно предполагать, мощная пахсовая толща искусственной платформы-стилабата.
На поверхности верхней песчаной террасы оврага Ашасай в 900 м. к СЗЗ от городища были зафиксированы несколько характерных курганообразных холмиков. Расчистка первого же из них показала, что здесь расположен городской некрополь, состоящий из наземных погребальных склепов.
Результаты исследований на цитадели городища Сидак с несом­ненностью показали уникальность этого памятника, как по сохранности, многообразию и богатству находок, так и по Функциональному назначению3 (Смагулов, Туякбаев, 2003; Смагулов, {004, с. 103-113; Ержигитова, Смагулов, 2004, с. 285-302; Смагулов 2005, с. 177-180).
3   В настоящее время вскрытые архитектурные объекты консервируются. есть большая вероятность того, что Сидак станет интересным объектом на туристическом маршруте.
В целом, полученные ТАЭ в 1998 г. материалы, находки и наблюдения значительно расширили представления по истории и культуре Туркестана и городов его оазиса на различных этапах средневековья.
Основной задачей ТАЭ в полевом сезоне 1999 года, как ив прошлом, оставалась задача разработки региональной хронологической колонки развития городской культуры, с опорой на надежную стратиграфию наиболее выразительных памятников. С этой целью были продолжены работы на городищах Ески Туркестан и Шойтобе.
На городище Ески Туркестан стратиграфический раскоп на берегу внутригородского водоема был доведен до материка. Он показал, что в этом месте Старого города культурный слой имеет толщину не менее 6 м. Он подразделяется на пять строительных горизонтов. Полученные материалы (комплексы керамики и монет) дают теперь основание утверждать, что город на этом месте, внутри крепостных стен и на площади не менее 23 гектара, образовался в конце XIV - начале XV вв.
Были продолжены работы и на стратиграфическом раскопе, на городище Шойтобе. Здесь прослежена последовательность культурных отложений отХ-XI вв. до VII-VIII вв. (четыре строительных горизонта, на глубину 6м.). Удалось установить, что до стерильного материка мощность культурного слоя составляет еще не менее 4,5 м. Интересен и строи­тельный горизонт, на котором были приостановлены работы этого года. Здесь выявлены круглые в плане конструкции жилых помещений.
Неожиданные результаты дали работы на крепостной стене шахристана Шойтобе. Оказалось, что мощная пахсовая стена сохранилась на высоту около четырех метров. Пока, на основе разреза крепостной стены цитадели возникновение городских крепостных сооружений можно отнести к VIII-IX вв., а их полное разрушение к XIII в.
Главным итогом работ проведенных ТАЭ в полевом сезоне 1999 года по Туркестанскому району является переоценка масштабов развития оседло-земледельческой культуры в регионе. В ходе обследования главный акцент делался на памятники средневекового и позднесредневекового времени. А обследовано их было в 1999 году отдельным отрядом экспедиции около сорока. На памятниках осуществлялся сбор подъемного материала, делались зачистки обнажении культурного слоя, велась фотофиксация. Более чем на двадцати городищах и поселениях впервые инструментально были сняты топографические планы. Были заложены стратиграфические шурфы на 22 памятниках. Тем самым уточнено время их существования. Обнаружено 12 ранее не известных в науке городищ и поселений, получен материал, определяющий хро­нологические рамки их существования. Эти новые материалы выдвинули Туркестанский оазис, наряду с Отрарским и Ташкентским оазисами, в разряд Присырдарьинских регионов с развитой оседлой и городской культурой, имеющей мощные исторические корни (Смагулов, Туякбаев, Ержигитова, 2000; Смагулов, 2001; Туякбаев,
2002, с. 181-186.).
Слабая изученность средневековых памятников в регионе была такова, что даже исследования на вроде хорошо известном городище Сауран выявили много нового, в том числе, как минимум, два этапа существования оборонительных стен городища. Ну, а время возникновения города уточнено в результате работ на небольшом по площади стратиграфическом шурфе в центре городища. Оказалось, что город, также как и поздний Туркестан, возник не "на пустом месте", как это полагал А.Н.Бернштам, а на месте более раннего некрополя (Бернштам, 1949, с.83). Произошло это не ранее середины XIV в. Возможно, что это был некрополь того же города Сауран, который в VIII-XIV вв. находился на месте нынешнего городища Каратобе (Смагулов, 2000; Байпаков, Смагулов, 2005 ).
Город Сауран был известен в историографии средневековой городской культуры Казахстана как единственный имевший кяризную систему водоснабжения. Впервые следы кяризов, построенных на средства мест­ного духовного и финансового магната Мир-Араба, были отмечены при анализе аэрофотосъемки окрестностей городища Сауран еще в конце 60-х годов прошлого века (Акишев, Байпаков, 1973, с. 76-78.). Дальнейшие исследования, предпринятые ЮККАЭ 1986-88 годах, не дали по сути новой позитивной информации (Грошев, 1996, с.184-186.). Стало ясно, что применение только археологических методов исследования к данному виду памятников средневековой гидротехнической культуры оказывается не достаточным. Возникла необходимость использование иных подходов и методик фиксации, описания и изучения этого феномена. ТАЭ удалось получить новые материалы при реализации условно называемого "геоархеологического" подхода к разведке, фиксации и документации (Смагулов, 2003, с. 172-190; Deom, Sala, 2005, с.120-132).
Примененная методика позволила выявить, документировать, карто­графировать в районе средневекового Саурана следы 235 кяризов разной протяженности (в реальности их значительно больше). Если предполагать под кольцевыми цепочками, фиксируемыми на поверхности земли, подземные водоводные туннели-галереи, то их общая протяженность составит более 110 км.
Документально установлено, что два Сауранских кяриза упоминаемые в сочинении Васифи "Удивительные события..." отнюдь не являются уникальными и невиданными ранее здесь сооружениями. Кяризы сооружались не только для водоснабжения города, но также для полива полей, т.е. в целях ирригации и появились они здесь значительно раньше, чем построенные Мир-Арабом. Зафиксированы кяризы, подходившие к более ранним городищам, таким как Каратобе или Торткультобе. В местных аридных условиях земледелие и стационарные поселения не могли базироваться только на поверхностных стоках горных речек, питавшихся в основном паводковыми и родниковыми водами. Обычно на таких землях в летний жаркий период возникал острый дефицит воды. Чтобы преодолеть этот дефицит, создать надежную водную базу земледелию и были созданы кяризы, использующие благоприятные местные гидрологические условия и стабильно обеспечивающие живительной водой посевы и поселения.
Таким образом, нами была зафиксирована и документирована устойчивая традиция активного использования подземных грунтовых вод в целях водоснабжения городов (Сауран, Туркестан) и орошения полей, садов и огородов в эпоху средневековья. Теперь встает задача уточнение времени появления кяризов в регионе и изучение их конструкции. Средневековые арабо-персидские письменные источники очень редко и мало говорят о кяризах, хотя, характеризуя какой ни будь город Средней Азии или Хорасана они обычно упоминают водные источники, благодаря которым и существовал тот или иной город или крупное селение. Характерно, что в фундаментальном обзоре этих сведений В.В.Бартольда упоминается лишь о кяризах Мерва, Феравы и Саурана (Бартольд, 1965, с. 130, 138.225).
Планомерные историко-топографические исследования, сопровож­давшиеся регулярными наземными маршрутами, изучением крупномасштабных топокарт и аэрофото местности послужили основой для выработки понятий "Туркестанский архитектурно-археологический комплекс" и "Сауранский археологический комплекс". Предлагается понимать их как конкретные совокупности разноплановых и разно­характерных археологических и архитектурных объектов связанных во времени исторической судьбой, а в пространстве структурообразующими связями, а в целом более полно и разносторонне характеризующих непрерывную историю культуры определенного социума на конкретной территории.
Работы Туркестанское археологической экспедиции в полевом сезоне 2000 года велись, но традиционным направлениям, это, прежде всего охранные работы на территории городища Туркестан, а также исследования в Туркестанском районе с целью выявления региональных особенностей процесса возникновения оседлой и городской культуры. На городище Туркестан проводились работы на ряде объектов с целью их последующей консервации, музеефикации и экспонирования. Это скорее научно-прикладные исследования, но, в ходе которых получены дополнительные данные по истории формирования города, развитии его отдельных элементов и объектов.
На объекте Большой Хильвет, восстановленном частично, задача состояла в том, чтобы в северной части комплекса вскрыть сохранившуюся планировку и элементы интерьера с целью их последующей музее-фиксации. В результате работ были вскрыты полы и площадки, выложенные битым кирпичей, суфы с продолговатыми очагами XVII-XVIII вв., хорошо сохранившийся очаг для подогрева воды и полы "тахаратханы" выложенные обожженными кирпичами XIX-нач. XX вв. ("русского формата"), а также, фрагменты полов и стен XV-XVI вв. Экспонирование этих подлинных элементов планировки внутри столь важного исторического памятника, что было сделано впервые в Казахстане, призвано внести в заново отстроенное здание Большого Хильвета дух подлинности и достоверности.
Предстоящие работы по благоустройству участка территории вокруг ранее исследовавшегося и позже отреставрированного "Неизвестного мазара-склепа" требовали вскрытия и изучения рядом находящегося, известного по материалам А.Н. Проскурина и Б.Т. Туякбаевой, подземного склепа. Результаты исследования культурного слоя окружающего подземное сооружение, керамические находки, монеты, выявленные по ходу раскопа, показали, что эта семейная усыпальница сооружена на рубеже XVII-XVIII вв.
План благоустройства территории к северу от здания мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави предусматривал вскрытие и исследование средневековой улицы, некогда соединявшей северные ворота цитадели с мавзолеем. Улица шла через "кокандскую цитадель" от ворот к главному порталу ханаки. Еще в 1982 г. без проведения, каких либо предварительных археологических раскопок, по этому направлению с помощью экскаватора была прорыта траншея, дно которой в начале совпадало с уровнем основания ворот. В 2000 году было принято предложение использовать уже существующую траншею под макет застройки традиционной средневековой городской улицы. При этом расчистка траншеи от оплывов, понижение уровня ее дна проводились археологическими методами. В ходе этих работ были заложены стратиграфические шурфы, которые в целом еще раз подт­вердили выводы и наблюдения, сделанные ранее (Масон, 1929. С. 44-45; Сенигова, 1974, с.30,37; Левина, Инв. № 204. 78 с).
Суть их заключается в следующем: застройка жилыми строениями этой части города Туркестана произошла не ранее первой пол. XV в. Под первым, самым ранним, строительным горизонтом, обнаружены погребения совершенные по мусульманскому обряду. Датирующих артефактов в погребениях не получено, но стратиграфические данные говорят, что вскрытые погребения могут быть отнесены ко второй половине XII-XIV вв. Керамические находки из IX-X ярусов, т.е. первого строительного горизонта, датируются концом XIV и началом XV вв. Из интересных находок надо отметить находку клада Джанидских серебрянных монет (75 экз.) XVII века. Эта находка, а главным образом клады и отдельные находки, обнаруженные ТАЭ в прошлые годы послужили основой для разработки Бурнашевой Р.З. каталога средневековых монет Туркестанского региона (Бурнашева, Смагулов, Туякбаев, 2006).
По второму основному направлению работ - исследованию памятников Туркестанского региона, в 2000 г. удалось завершить стратиграфический раскоп на городище Шойтобе. Этот раскоп на цитадели доведен до стерильного материка (19-20 яруса). В итоге вскрыта девятиметровая толща культурного слоя, состоящего из последовательного ряда строительных горизонтов. Получен страти­фицированный комплекс материалов. В основном это керамический материал. В самом нижнем горизонте (14-18 яруса) выявлены явные признаки долговременного бронзолитейного производства: расчищены горны с принудительным поддувом, топливом в которых служили кости животных, круглые глубокие лунки с чистым речным песком и прочие атрибуты. Для этого и вышележащего горизонта характерны круглые в плане жилые постройки. Керамический материал предположительно датируется III-IV вв. нашей эры.
В ходе планомерного обследования окрестностей городища Шойтобе был открыт могильник эпохи бронзы "Шербай". Могильник расположен на древней сцементировавшейся дюне в двух км. к юго-западу от городища. Уникальность данной находки потребовала организации разведочных раскопок. В результате установлено, что вся дюна занята в основном погребениями эпохи бронзы, точнее - Федоровской культуры (XVI-XIV вв. до н.э.) Андроновской историко-культурной общности. Вскрыто более 20 погребений. Помимо погребений эпохи бронзы встречены отдельные погребения, относящиеся к сакскому времени и к периоду Отрарско-Каратаускои культуры. Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день некрополь эпохи бронзы "Шербай" представляет собой уникальный памятник не только для Туркестанского региона, но и всего Южного Казахстана (Смагулов, Баратее, 2001, с. 38-42).
Результаты археологических работ трех последних десятилетии внесли много нового в историю оседлых поселений и городов юга Казахстана.
Одними из сложных вопросов истории в средние века были и остаются  вопросы генезиса городов. Последние археологические материалы позволяют по-новому ставить эти вопросы. Они говорят о том, что оседлые сечения и города южных районов Казахстана являются продуктами вития производительных сил местного общества. Особенностью дальнейшего развития городской культуры является тесное взаимо­действие, с одной стороны земледельцев и ремесленников - вчерашних кочевников, при определенных условиях и обстоятельствах всегда готовых перейти к кочевому образу жизни и с другой - кочевников-скотоводов, пополняющих ряды городских жителей.

ЛИТЕРАТУРА

Акишев К.А., Байпаков КМ. Кяризы Саурана // Вестник АН Каз.ССР, 1973, 4, с. 76-78.
Байпаков К. М. О локализации средневекового города Шавгара // Trans oxiana. История и культура. Ташкент, 2004, с. 40-43.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Средневековый город Сауран. Алматы, 2005.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ержигитова А.А., Туякбаев М.К. Исследования городищи средневекового Саурана. – Мемлекеттік "Мәдени мұра» бағдарламасы бойынша 2005 жылғы Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Алматы, 2005, с. 304-307.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ержигитова А.А. Раннесредневековые некрополи Южного Казахстана. Алматы, 2005.
Бартольд В.В. К истории орошения Туркестана // Сочинения, т. Ill, M., 1965.
Бернштам А.Н. Проблемы древней истории и этногенеза Южного Казахстана //Известия АН КазССР., Сер. археолог., 1950, вып. 2.
Бурнашева Р.З., Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Клады и монеты Туркестана. Алматы, 2006.
ГрошевВ.А. Древняя ирригация Юга Казахстана. Алматы, 1996. Ержигитова А.А., Смагулов Е.А. Погребальные сооружения некрополя городища Сидак // Известия МОН РК, НАН РК, сер. общ-ых наук, №1, 2004, с. 285-302. №1,2004, с. 84-93.
Левина В. А. Отчет об археологических работах на комплексе Ходжи Ахмеда Ясави. Рукопись. Архив НИПИ памятников матер, культуры. Инв. № 204. 78 с. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Библиографический справочник. Составитель Елгин Ю.А. Чимкент, 1992, 48 с.
Массон М.Е. О постройке мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави в г. Туркестане // Известия Среднеаз. Геогр. общ-ва. т. 19. Ташкент, 1929. С. 44-45; Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстан­ская область. Алматы, 1994.
Сенигова Т.Н. Культовое сооружение около мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави//Археологические исследования в Отраре. Алма-Ата, 1977 г., с. 42-58.
Сенигова Т.Н. Отчет об археологических раскопках в охранной зоне архитектурно-мемориального комплекса Ходжи Ахмеда Ясави (1973-1974 гг.). Алма-Ата, 1974. Рукопись. Архив НИПИ памятников материальной культуры. Инв. № 57.
Сенигова Т.Н. Уникальное культовое сооружение Аулие Кумчик-Ата в районе г. Туркестана // Прошлое Казахстана по археологическим ис­точникам. Алма-Ата, 1976, с.105-121.
Сенигова Т.Н., Бурнашева Р.З. Новые данные о городище Туркестан // Известия АН Каз ССР. Сер. общ. наук, 1977, № 2.
Сенигова Т.Н. Керамика городища Туркестан из верхнего строительного горизонта (XVIl-XVllI вв.) // Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата, 1978, с.171-187.
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К., Бурнашева Р.З. Отчет о полевых иссле­дованиях Туркестанской археологической экспедиции в 1999 г. Рукопись Архив НИПИПМК, 2000.
Смагулов Е. Археологические исследования в средневековом Туркестане, Некоторые результаты работ в 1997 // Кумбез, Архитектура. Пространство. Время. 3.1, 1998, с. 10-14.
Смагулов Е. Городище Шойтобе // Города Туркестана. Алматы, 1999.
Смагулов Е.А. Городище Культобе // Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область Алматы, 1994.
Смагулов Е. Некоторые итоги и проблемы изучения истории Туркестана по археологическим данным // Древнетюркская цивилизация: памятники письменности. Алматы, 2001.
Смагулов Е. Некрополь средневекового Туркестана // Города Туркестана, Алматы, 1999.
Смагулов Е. Обзор стратиграфических данных и наблюдений по топографии средневекового Туркестана // Известия МОиН РК, 2000, №1. С. 9-17.
Смагулов Е. Ясы-Туркестан-Шавгар: археологические данные к исторической идентификации // Известия МН-АН РК, сер. общ. наук, №1, 1997, с. 35-43.
Смагулов Е., Туякбаев М., Ержигитова А. Краткие итоги исследований Туркестанской археологической экспедиции в 1999г. // Известия МОН РК, НАНРК, №1,2000.
Смагулов Е.А, Туякбаев М.К. Новое в ранней истории некрополя г. Туркестан. // Известия МН-АН РК, серия общественных наук, № 1,1998.
Смагулов Е.А. Город Сауран: перспективы исследования, консервации и музеефикации // Отан тарихы, № 1-2, 2000.
Смагулов Е.А. Амулетные наборы из погребений некрополя городища Коныртобе в Отрарском оазисе. История материальной культуры Узбе­кистана, вып. 32, 2001.
Смагулов Е.А. К изучению знаковой системы позднесредневекового Отрара. // Известия АН КазССР. Сер.обществ, наук. № 6, 1979, с. 58-64.
Смагулов Е.А. Комплекс керамики из бадраба городища Эски-Туркестан // История материальной культуры Узбекистана, вып. 26. Ташкент, 1992.
Смагулов Е.А Кяризы Туркестанского оазиса //Известия МОН РК, НАН РК сер общ-ых наук, № 1, 2003, с. 172-190;
Смагулов Е.А. Новое в археологии Туркестана // Сибирь в панораме тысячелетий. Материалы международного симпозиума. Т.1, Новосибирск,
Смагулов Е.А. Тамгообразные знаки на керамике Южного Казахстана / / Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Тезисы докладов. Алма-Ата, 1980.
Смагулов Е.А. Туркестанские гончары // Города Туркестана. Алматы,
1999.-С. 128-156.
Смагулов Е.А. Ясы-Туркестан: новые данные к исторической топографии
//Тайны древнего Туркестана. Алматы, 1998.
Смагулов Е.А. К реконструкции погребального обряда Южного Казах­стана раннесредневековой эпохи // сб. Интеграция археологических и этно­графических исследований. Алматы, Омск, 2004, с. 252-256.
Смагулов Е.А., Баратов С. Предварительные итоги археологических исследований на могильнике эпохи бронзы Шербай // Известия МОН РК, НАН РК, сер. общ-ых наук, №1, 2001, с. 38-42.
Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П. Основные этапы формирования некрополя средневекового города Туркестан. // САЯСАТ, № 2(9), 1996.
Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П., Итенов А.А. Очерки истории и культуры средневекового Туркестана. Алматы, 1999.
Смагулов Е.А., Настич В Н. Гончарные штампы с подписями XIX в. из Туркестана // Известия А.Н. Каз. ССР. сер. общ. наук, 1983, № 2, с. 45-50.
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Новое в ранней истории некрополя г. Туркестана//Известия МН-АН РК, сер. обществ, наук, 1,1998.
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Отчет Туркестанской археологической экспедиции пс итогам работ 2002 года. Альбом иллюстрации. Рис. 36. Архив музея "Азрет Султан".
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К., Бурнашева Р.З. Отчет о полевых исследованиях Туркестанской археологической экспедиции в 1999 г. - С. 27-32. Архив музея "Азрет Султан".
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Археологические исследования городища Сидак// Известия МОН РК, НАН РК, сер. общ-ых наук, №1, 2003.
Смагулов Е.А. Исследования доисламского храмового комплекса на городище Сидак. - сб. Мемлекегпк "Мэдени мура» багдарламасы бойынша 2005 жылгы Археодогиялык зерттеулер жайлы есеп. Алматы, 2005, с. 307-311.
Смагулов Е.А. Арабское нашествие в Южный Казахстан: данные пись­менных и археологических источников // Мобилизованный археологией. Астана, 2004, с. 103-113.
Бурнашева Р.З., Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Клады и монеты Туркестана. Алматы, 2006., 203 с.
23
Туякбаев М. Ахмет Иассауи кесенесшш "Казандык" белмесшде журпзшген археологиялык зерттеу жумыстары // Ахмед Яссауи университетшгц хабаршысы, 1, 1998.
Туякбаев М. Позднесредневековые города Туркестанского оазиса // Известия МОН РК, НАН РК, 1, 2002, с. 181 -186.
Туякбаев М.К. Типология городов и поселении Туркестанского оазиса. Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 2. Уральск, 2005.
Туякбаев М.К. Турмстандагы тагы 6ip жер асты курылысы жайлы // Известия МО и Н РК, НАН РК. Сер.общ. наук., 1999. №1 (219), с. 111-114.
Библиография материалов
Туркестанской археологической экспедиции.
Научные и научно-популярные издания. 1996-2006гг.*
1996 г.
Смагулов Е.А. Основные этапы фомирования некрополя средневекового города Туркестана. - Ж. Саясат, № 2 (9), 1996, с. 72-78. (Переиздана в сб.: Загадки древнего Туркестана. Алматы. 1998, с. 158-167).
Смагулов Е.А. Под сенью храма: штрихи к истории Туркестана. - Газ. Казахстанская правда, 4.05, 1996, с.7
Смагулов Е.А. Под сенью храма. - Газ. Южный Казахстан, № 59-62, 1996. (переиздана: Ж. Шымкент, информ. журнал, октябрь-ноябрь 1996, с. 4-5).
Смагулов Е.А., Григорьев Ф. Из домонгольской истории г. Туркестана.- Ж. Известия МН-АН РК, 3.2, 1996, с. 66-75. (Переиздана в сб.: Загадки древнего Туркестана. Алматы, 1998, с. 142-156).
1997 г.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Туркестан: аргументы в споре о возрасте. - Газ. Казахстанская правда, №10, 15.01.1997, с.5.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Туркестан: Шавгарские находки. - Газ. Казахстанская правда, №22, 29. 01.97, с. 4.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Туркестан: тайны древних городищ,- Газ. Казахстанская правда, № 34, 12.02.1997, с. 5.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Загадки древних поселений. - Газ. Южный Казахстан, № 10, 5.02.1997. с. 7.
* Составитель: А.А.Ержигитова. В список не включены ежегодные Отчеты но итогам полевых работ, которые отложились в архивах Института археологии им. А. X. Маргулана (г.Алма-Ата), Государственного заповедника-музея "Азрет Султан" (г. Туркестан), Объединения "Казреставрация" (г. Алма-Ата).
Смагулов Е.А. К истории формирования некрополя древнего Туркестана. - Ж. Вестник Университета "Кайнар". Научно-образовательный журнал. №1, 1997, с. 68-72.
Смагулов Е.А. Ясы-Туркестан-Шавгар: археологические данные к исторической идентификации. - Ж. Известия МН-АН РК, сер. общ.наук, № 1, 1997, с. 35-43.
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Түркістанның жасы дурыс аныкталды ма? -Газ. Туран, №3,31.12.1997, с. 3-6.
Туяқбаев М.К. Қазандык бөлмесіндегі купиялары. - газ. "Эз1рет1 Турюстан", 1997 ж. 29 тамыз.
Туякбаев М.К. Халуат" - жер асты мешт. -газ. "93ipeTi Туркктан", 1997 ж. 29 тамыз.
Туякбаев М.К. "Эз1рет Султан" корык - муражайыньщ курамына енген ес-кертиштер жайлы тарихи деректер. - газ. "Эз1рет1 Туркютан", 1997 ж. 29 тамыз.
1998 г.
Смагулов Е.А. Древний Туркестан.- Новости археологии, вып.1, изд. МКТУ, г. Туркестан, 1998, с. 64-68.
Смагулов Е.А. Михаил Евгеньевич Массой и археология Туркестана.- Новости археологии, в.1, изд. МКТУ, г. Туркестан, 1998, с. 93-97.
Смагулов Е.А. Шаугар-Туркестан: тарихи орын аныктаудагы археология мэлиметтер. - Новости археологии, вып.1, изд.МКТУ, Г.Туркестан, 1998, с. 69-76.
Смагулов Е.А. Древняя и средневековая история Туркестана. - Ж. Вестник университета Ясави, г. Туркестан, изд. МКТУ, В.1, 1998, с. 8-15.
СмагуловЕ.А. Yarf y-Turkef tan: nouveller donneei- fur la topographie hif torigue.-Memoiref la miffion archeologue Francaife. En Afie centrale, t.X, Recherchef archeologiguef au Kaftakhftan. Parif, 1998, с 131-142.
Смагулов Е.А. Археологические исследования в средневековом Туркестане. Некоторые результаты работ в 1997. - Ж. Кумбез, Архитектура. Пространство. Время. 3.1, 1998, с.10-14.
Смагулов Е.А. Новое в ранней истории некрополя г. Туркестан. - Ж. Известия МН-АН РК, сер.общ.-ых наук, №1, 1998, с. 18-25.
Смагулов Е.А. Новое в археологии Туркестана. - Сб. Сибирь в панораме тысячелетий. Материалы международного симпозиума. Т. 1, Новосибирск, 1998, с 32-42.
Смагулов Е., Туяцбаев М. Турюстаннын ортагасырлык тарихы. Турыстан, 1998 ж.,  52 с.
Туякбаев М.К. Ахмет Иасауи кесенесшщ "Казандык" белмесшде журпзшген археологиялык барлау жумыстары. - Вестник университета Ахмет Яссауи. Университетшщ хабаршысы, 1998 ж. № 1, 92-109 б.б.
Туякбаев М.К. Туркютанныц жасы дурыс аныкталды ма? - газ. "Туран", 1998 ж.,№ 1,2.
Туякбаев М.К. "Халуат" жер асты мешт. - ж. "Кумбез", 1998 ж., № 2.
Туякбаев М.К. Таты 6ip жер асты курылысы жайлы... - газ. "Туркютан", 1998 ж., №49.
Туякбаев М. Ахмет Иассауи кесенесінін "Қазандық" белмесінде жүргізілген археологиялык зерттеу жұмыстары // Ахмед Яссауи университетінің хабаршысы, 1, 1998.
Туякбаев М. Позднесредневековые города Туркестанского оазиса // Известия МОН РК, НАН РК, 1, 2002, с. 181 -186.
Туякбаев М.К. Типология городов и поселении Туркестанского оазиса. Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 2. Уральск, 2005.
Туяқбаев М.К. Түркістандағы тағы бір жер асты құрылысы жайлы // Известия МО и Н РК, НАН РК. Сер.общ. наук.,1999. №1 (219), с. 111-114.
Библиография материалов
Туркестанской археологической экспедиции.
Научные и научно-нопулярные издания. 1996-2006гг.*
1996 г.
Смагулов Е.А. Основные этапы фомирования некрополя средневекового городаТуркестана. - Ж. Саясат, № 2 (9), 1996, с. 72-78. (Переиздана в сб.: Загадки древнего Туркестана. Алматы. 1998, с, 158-167).
Смагулов Е.А. Подсенью храма: штрихик историиТуркестана. - Газ. Казах-станская правда, 4.05, 1996, с.7
Смагулов Е.А. Под сенью храма. - Газ. Южный Казахстан, № 59-62, 1996. (переиздана: Ж. Шымкент, информ. журнал, октябрь-ноябрь 1996, с. 4-5).
Смагулов Е.А., Григорьев Ф. Из домонгольской истории г. Туркестана.- Ж. Известия МН-АН РК, 3.2, 1996, с. 66-75. (Переиздана в сб.: Загадки древнего Туркестана. Алматы,1998, с. 142-156).
1997 г.
БайпаковК.М., Смагулов Е.А. Туркестан: аргументы в сгюрео возрасте. - Газ. Казахстанская правда, №10, 15.01.1997, с.5.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Туркестан: Шавгарские находки. - Газ. Казахстанская правда, №22, 29. 01.97, с. 4.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Туркестан: тайны древних городищ,- Газ. Казахстанская правда, № 34, 12.02.1997, с. 5.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Загадки древних поселений. - Газ. Южный Казахстан, № 10, 5.02.1997. с. 7.
* Составитель: А.А.Ержигитова. В список не включсны ежегодные Отчеты ио итогам полевых работ, которыеотложились в архивах Института археологии им. А. X. Маргулана (г.Алма-Ата), Государственного заповедника-музея "Азрет Султан" (г. Туркестан), Объединения "Казреставрация" (г. Алма-Ата).
Смагулов Е.А. К истории формирования некрополя древнего Туркестана. - Ж. Вестник Университета "Кайнар". Научно-образовательный журнал. №1, 1997, с. 68-72.
Смагулов Е.А. Ясы-Туркестан-Шавгар: археологические данные к исторической идентификации. - Ж. Известия МН-АН РК, сер. общ.наук, № 1, 1997, с. 35-43.
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Түркістаның жасын дүрыс анықтамады ма? -Газ. Туран, №3,31.12.1997, с. 3-6.
Туяқбаев М.К. Қазандық бөлмесінің қүпиялары. - газ. "Әзіреті Түркістан", 1997 ж. 29 тамыз.
 Туякбаев М.К. Халуат" -жер астымешіті. - газ. "Әзіреті Түркістан", 1997ж. 29 тамыз.
Туяқбаев М.К. "Әзірет Сүлтан" қорық - мүражайының қүрамына енген ес-керткіштержайлытарихи деректер. - газ. "Әзіреті Түркістан", 1997 ж. 29тамыз.
1998 г.
Смагулов Е.А. Древний Туркестан.- Новости археологии, вып.і, изд. МКТУ, г. Туркестан, 1998, с. 64-68.
СмагуловЕ.А. Михаил Евгеньевич Массон и археолоп-іяТуркестана.- Новости археологии, в.1, изд. МКТУ, г. Туркестан, 1998, с. 93-97.
Смагулов Е.А. Шаугар-Туркестан: тарихи орын аныктаудагы археология мэлиметтер. - Новости археологии, вып.1, изд.МКТУ, г. Туркестан, 1998, с. 69-76.
Смагулов Е.А. Древняя и средневековая история Туркестана. - Ж. Вестник университетаЯсави, г. Туркестан, изд. МКТУ, В.1, 1998, с. 8-15.
Смагулов Е.А. Үагту-Тигкегіап: поиуеііег сіоппеег гиг 1а Іоро£гарһіе һігіогі§ие.-Метоігег 1а тіггіоп агсһеоіо^ие Ғгапсаіге. Еп Агіе сепігаіе, І.Х, Кесһегсһег агсһео1О8І§иег аи Кағьакһгіап. Рагіг, 1998, с. 131-142.
Смагулов Е.А. Археологические исследования в средневековом Туркестане. Некоторые результаты работ в 1997. - Ж. Кумбез, Архитектура. Пространсгво. Время. 3.1, 1998, с.10-14.
Смагулов Е.А. Новоев ранней истории некрополя г. Туркестан. - Ж. Известия МН-АН РК, сер.общ.-ых наук, №1, 1998, с. 18-25.
Смагулов Е.А. Новое в археологии Туркестана. - Сб. Сибирь в панораме тысячелетий. Матсриалы международного симпозиума. Т. 1, Новосибирск, 1998, с 32-42.
Смагулов Е.,Туякбаев М. Түркістанның ортағасырлық тарихы. Туркістан, 1998 ж.,  52 с.
Тұяқбаев М.К. Ахмет Иасауи кесенесінің "Қазандық" бөлмесінде жүргізілген археологиялық барлау жұмыстары. - Вестник университета Ахмет Яссауи. Университетінің хабаршысы, 1998 ж. № 1, 92-109 б.б.
Туяқбаев М.К. Түркістанның жасы дүрыс анықталды ма? - газ. "Тұран", 1998 ж.,№ і;2.
Туяңбаев М.К. "Халуат" жер асты мешіті. - ж. "Күмбез", 1998 ж., № 2.
Туяцбаева М.К. Тағы бір жер асты кұрылысы жайлы... - газ. "Түркістан", 1998ж.,№49.
251999 г.
Смагулов Е.А. К истории туркестанского тайказана. - Газ. Панорама Шымкента, № 26, 24.06.1999.
Смагулов Е.А. Городище Шойтобе. - Сб. Города Туркестана. Алматы. 1999, с.71-82.
Смагулов Е.А. Некрополь средневекового Туркестана,- Сб. Города Тур-кестана. Алматы, 1999, с. 59-70.
Смагулов Е.А. Туркестанские гончары.- Сб. Города Туркестана. Алматы. 1999. С,128-156.
Смагулов Е.А., Жузбаева Р. Түркістан тайқазанына - 600 жыл. - Газ. Түркістан,№ 47-48, 22.12.1999, с. 4.
Смагулов Е.А. Григоръев Ф., Итенов А. Очерки истории культуры сред-невекового Туркестана. Алматы, 1999.
Туяфаев М.К. Түркістандағы тағы бір жер асты қүрылысы. - Қазақстан Рес-публикасы Ғылым және жоғары білім министірлігі, ҚР ¥лттық ғылым ака-демиясының хабарлары,  1999 ж. № 1 (219), коғ. ғыл. сер. 111-114 6.6.
2000 г.
Байпаков К., Смагулов Е.А. Тшкезіап апё Оігаг. - Каңакһзіап 2000 5Іа1е йігесіогу. Аітаіу, 2000.
Смагулов Е.А. Истоки средневековой культуры. - Газ. Южный Казахстан, № 87,31.07. 2000, с.7.
Смагулов Е.А. Ясы-Туркестан: основные этапы развития. - Газ. Южный Казахстан,№ 114, 2.10. 2000,с. 6.
Смагулов Е.А. Город в тени мавзолея. - Газ. Южный Казахстан, №70, 19.06.2000,с.6.
Смагулов Е.А. Загадка туркестанского тайказана. - Газ. Южный Казахстан,№71. 10.07.2000, с.6.
Смагулов Е.А. К истории туркестанского тайказана - Сб. Тарихы терен Туркестан. Алматы, 2000, с.109-118.
Смагулов Е.А. Обзор стратиграфических данных и наблюдений по топографии средневекового Туркестана. - Ж. Известия МОН РК, НАН РК, сер. общ-ых наук, №1,2000, с. 9-17.
Смагулов Е.А. Город Сауран: перспективы исследования, консервации и музеефикации.- Ж. Отантарихы, № 1-2, 2000, с. 100-109.
Смагулов Е.А. Туякбаев М., Ержигшпова А. Краткие итоги полевых иссле-дований ТАЭ. - Ж. Известия МОН РК, НАН РК, сер. обществ. наук, №1, 2000, с. 209-215.
Смагулов Е.А., Черемисина И. Туркестан - полтора тысячелетия жизни. - Ж. Эксклюзив дизайн., №3, 2000.
Туяқбаев М.К. Түркістан оазисіндегі орта ғасырлық қалалар. - Мерекелік жинақ. Алматы, 2000 ж., "Білім", 130-143 б.б.
Туяфаев М.К. Шербай қорымықола дәуірінен сыр шертеді. - газ. "Егеменді Қазақстан". 2000 ж., 12 қазан.
26

Туяфаев М.К. Көне қалаларды тегістеп бақ орнатып жатырмыз. - газ. "Оң-түстік Қазақстан" 2000 ж., 18 сәуір.
Туяфаев М.К. Ескерткіштер елдігіміздің белгісі. - "Парасат", 2000 ж., №10.
Туяфаев М.К. Көне заман құпиялары ашылуда. - газ. "Түран факт". 2000 ж., 15 қаңтар.
Туяфаев М.К. Түркістан тарихы музейі. - газ. "Өзіреті Түркістан", 2000 ж., 31 желтоқсан, № 24.
Туяфаев М.К. Түркістанда жерленген тарихи түлғалар. /ғылыми зерттеу/. Алматы, "Атамүра", 2000 ж., тираж 1500 экз.
Туяфаев М.К. Түркістан сырлары /ғылыми зерттеу мақалаларының жинағы. Алматы, "Атамұра", 2000 ж., тираж 1500 экз.
2001 г.
Смагулов Е.А. Некоторые итоги и проблемы изучения истории Тур-кестана по археологическим данным. - Сб. Древнетюркская цивилизация: памятники письменности. Алматы, 2001, с. 506-513.
Смагулов Е.А. На чём будет стоять новая соборная мечеть? - Газ. Южный Казахстан, №19,1.02.2001, с. 7.
СмагуловЕ.А. Сауран. - Ж. Жер Ана, №1, 2001, с. 56-57.
Смагулов Е.А., Баратов С. Предварительные итоги археологических иссле-дований на могильникеэпохи бронзы Шсрбай. - Ж. Известия МОН РК, НАН РК, сер. обществ. наук,№1, 2001, с. 38-42.
Смагулов Е.А., Бурнашева Р.З. Клад чагатаидских монет из Культобе. - Ж. ИзвестияМОН РК, НАН РК, сер. обществ, наук, № 1,2001, с. 136-150.
Смагулов Е.А. Терракотовая облицовка первого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. - Сб. Труды международных Маргулановских чтений посвященных 10-летию независимости РК. "Достижения и перспективы археологическойнауки независимого Казахстана", Кызылорда, 2001, с. 49-55.
Туяфаев М.К, "Түркістан тарихы" мүражайындағы Түркі дәуірінің ескерт-кіштері. - сб. Древнетюркская цивилизация: Памятники письменкости., 2001 ж., Алматы., с. 514-521.
2002 г.
Бурнашева Р.З, Туякбаев М.К. Клад джанидских серебряных монет 1-й половина XVII в. из цитадели г. Туркестана (2000 г.). - Известия МОН РК, НАН РК., сер. обществ. наук, 2002, №1.
Смагулов Е.А. ГородЯсы-Туркестан: основныеэтапы развития. - Сб. Исто-рико-культурное наследие народов Туркменистана и Востока в системе мировой цивилизации. Сб. тезисов международной конференции, Ашгабад, 2002, с.111-114.
Туякбаев М.К. Төрткүл төбелер жайлы жаңа деректер. - газ. "Түркістан" газеті, 2002 ж.
Туякбаев М.К. Позднесредневековые города Туркестанского оазиса. -Археологические исследования в Казахстане. Труды научно-практической Конференции "Маргулановекие чтения-14", Шымкент - Алматы, 2002. с. 142-145.
Туякбаев М.К. Ещеразо "Турткулях". - Археологические исследования в Казахстане. Труды научно-практической Конференции "Маргулановекие чтения - 14", Шымкент - Алматы, 2002, с. 231-233
Туяцбаев М.К. Позднссредневековые города Туркестанского оазиса. -ИзвестияМОН РК, НАНРК, сер.обществ. наук.   2002. №1.с. 181-186.
Туякбаев М.К. Түркістан оазисіндегі ортағасырлық жана қалалар. - Культурное наследие Южного Казахстана. (Сборник стат. посв. 80 - летию. Южно-казахстанского областного историко краеведческого музея). Шымкент, 2002. стр. 83-90.
Туякбаев М.К. Города Туркестанского оазиса на Великом Шелковом пути. -Туркология (ғыл. журнал), № 2, 2002, ХКТУ, Түркістан, 2002, 96-100 б.б.
Туяқбаев М.К. Қола дәуірінен жеткен ескерткіш. - Ясауи университетінің хабарпы, № 3, 2002 ж., Түркістан, 82-85 б.б.
2003 г.
Смагулов Е.А., Туякбаев М. Археологические исследования городища Сидак. - Ж. Известия МОН РК, НАН РК, сер. обществ. наук, № 1, 2003,
Смагулов Е.А. КяризыТуркестанского оазиса. - Ж. Известия МОН РК, НАН РК, сер. общ-ых наук, № 1, 2003, с. 172-190.
СмагуловЕ.А., Ссіла Р. КяризыТуркестанскогооазиса. -Ж. Промышленность Казахстана, №1, 2003, с.96-98.
Смагулов Е.А. Среднсвековый Ясы-Туркестан на Великом Шелковом пути. -Диалог цивилизаций. Вып.2, Бишкек. 2003, с. 103-105.
Туякбаев М.К. Сидақ Ата қаласы. - "Парасат" жур. № 4, 2003 ж.
2004 г.
Смагулов Е.А. Арабское нашествйе в Южный Казахстан: данные письменных и археологических источников // Сб. Мобилизованный археологией. Астана, 2004, с.103-113.
Смагулов Е.4. Креконструкции погребального обряда Южного Казахстана раннесредневековой эпохи // сб. Интеграция археологических и этнографических исследований. Алматы, Омск, 2004, с. 252-256.
Смагулов Е.А., Ержигитовой А.А. Погребальныесооружения некрополя горо-дища Сидак. - Ж. Известия МОН РК, НАН РК, сер. общ-ых наук, № 1,2004, с. 285-302. № 1,2004, с. 84-93.
Смагулов Е.А. Первый мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви // Промышленность Казахстана, 2004, № 1, с. 94-98.
2005 г.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ержигшпова А.А., Туякбаев М.К. Ис-следования городищи средневекового Саурана. - Мемлекеттік "Мәдени мүра» бағдарламасы бойынша 2005 жылгы Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Алматы, 2005, с. 304-307.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ержигитова А.А. Раннесредневековые некрополи Южного Казахстана. Алматы, 2005.
Байпаков К. М., Смагулов Е.А. Средневековый Сауран. - Газ. Панорама Шымкента. №7, 18.02.2005, с. 18.
Байпаков К.М., Смагулов Е.А. Средневековый город Сауран. Альбом-монография. изд-во "Сгесіо", Алматы, 2005.
Байпаков К М., Смагупов Е.А., Ержигитова А.А. У стен Саурана. - Газ. Южный Казахстан,№ 128, 28.10.2005., с.16; № 131, 4.11.2005 г.,с. 16.
Смагулов Е.А. Городище Сидак - памятник доарабской культуры. - Газ. ПанорамаШымкента. № 12, 25.03.2005, с.6.
Смагупов Е.А. Исследования на городище Сидак. - Отчетоб археологических исследованиях по государственной программе «Культурное наследие - 2004». Алматы. 2005, с. 177-180.
Смагулое Е.А. Исследование доисламского храмового комплексана городище Сидак. - Сб. Культурное наследие Казахстана: открытия, проблемы, перспективы. Материалы международной научной конференции. Алматы, 2005, с. 486-491.
Смагулов Е.А. Крепость в степи. - Ж. Промышленность Казахстана, 12, 2005 г,с. 94-95.
Смагулов Е.А. Сырдың Сауран шаһары... - Газ. Қазақ әдебиеті, №1, 2006 г.,
с. 4-5.
Смагулов Е.А. Архитектура Саурана. - Промышленность Казахстана,
1, 2006., с. 96-97.
Смагулов Е.А. Исследования доисламского храмового комплекса на городище Сидак. - сб. Мемлекеттік "Мәдени мүра» бағдарламасы бойынша 2005 жылғы Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Алматы, 2005, с. 307-311.
Смагулов Е.А. Туркестан: взгляд сквозь века. - газ. Панорама Шымкента. № 19. 13.05. 2005, с. 18-19.
Туяцбаев М.К. Түркістан археологиялық экспедициясына 10 жыл. - газ. "Түркістан" X» 22, 2005 ж. Мамыр. 6-бет.
Туяфаев М.К, Ұмыт қалған өулиелер. - газ. "Түркістан" № 42, 2005 ж. 3-бет.
Туякбаев М.К. Стратиграфия городища Сидак Ата. - Культурное наследие Казахстана: отрытия, проблемы, перспективы. Материалы международной коференции. 19 октября 2005г., Алматы, 2005. с. 494-502.
Туякбаев М.К. Типология городов и поселении Туркестанского оазиса. - Воп-росы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 2. Уральск, 2005.
2006 г.
Бурнашева Р.З., Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Клады и монеты Туркестана. Алматы, 2006., 203 с.
Смагулов Е., ЕржигитповаА. Архитектурные памятники Саурана //Музеи Казахстана, 8, 2006, с. 24-26.
Богомолов Г.И., Мусакаева А.А. (Ташкент)

К ИСТОРИИ ПОГРЕБАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАУСОВ СТАРОГО ТЕРМЕЗА)

Погребальные сооружения необычайно важны для изучения раз­личных исторических проблем, в том числе истории религии, эволюции духовной и материальной культуры. Типы могильных сооружений, формы погребальных обрядов отражают не только различные религиозные представления, но и   могут принадлежать разным этническим  группам  населения.  Погребальные сооружения типологически разнообразны от подземных камер до сложных наземных строений в виде наусов, а со средневековой эпохи - мавзолеев. Особое место среди культовых сооружений Средней Азии занимает мемориальный комплекс Ходжа Ахмеда Яссави в Туркестане. Этот тип мавзолея, сложный в своём объемно-планировочном решении, имеет огромное значение в исследовании генезиса погребальных сооружений Средней Азии. В свою очередь, мавзолеи как тип погребальных наземных сооружений Средней Азии генетически восходят к более ранним - наусам. Одним из этапов развития этого типа сооружений являются наземные сырцово-пахсовые склепы - наусЬг эпохи раннего средневековья Южного Казахстана, такие как: некрополь Жуантобе (часть Борижарского мо­гильника), некрополи городищ Оидака, Шага и других. Но в тоже время, возможно, на развитие этих наземных погребальных сооружений могли оказать влияние погребальная обрядность южных регионов Средней Азии. Как показывают археологические материалы, Бактрия-Тохаристан в этой связи даёт наибольшее разнообразие погребальных обрядов и сооружений. Среди наземных сооружений Южного Узбекистана наусы Старого Термеза имеют огромное значение.
Согласно письменным источникам, прежде всего сообщению Страбона, опиравшегося на еще более раннее сообщение Онексирита из Астипала, ученика Диогена Синопского, участвовавшего в походе Александра Македонского на Восток: бактрийцы «людей, изнуренных старостью и болезнями, они бросали живыми собакам, нарочно содер­жимым для этого, которых на своем родном языке они называли могильщиками. Территория вне стен столицы бактрийцев имела чистый вид, тогда как большая часть пространства внутри стен, была полна человеческих костей» (История Узбекистана в источниках, с. 179).
Отсюда, нередко делается вывод о распространении на территории Бактрии зороастрийского погребального обряда и отсутствии каких-либо 134
погребальных сооружений. Однако в реальности археологические исследования показывают существование в регионе уже с эпохи бронзы различных видов погребальных сооружений, которые становятся еще много образнее в эпоху античности и раннего средневековья, что в свою очередь отражает существование разнообразных погребальных обрядов. Последнее вполне объяснимо, т.к. население региона не было однородным. Здесь наряду с оседлыми земледельцами, соседствовали группы кочев­ников-скотоводов.
В целом, погребальные сооружения Бактрии можно разделить на четыре группы. Первая - это грунтовые курганные могильники, оставленные кочевой группой населения (Тулхарский, Арактауский, Бабашовский могильники и др.). Вторая группа - грунтовые одиночные захоронения, без курганных насыпей и обкладок, последние, как правило, располагаются недалеко от оседлых поселений (Душанбинский могильник, погребения на Айртаме, Мирзакултепе, Тупхане и др.). Третья группа -захоронения в пещерах. Возможно, этот тип генетически связан с трансформацией подбойных погребений (Биттепа). Четвёртая группа наземные сооружения типа наусов, в которых совершались коллективные захоронения или помещались очищенные и расчлененные кости, иногда в крупных сосудах-хумах.
Из них наименее изученной и важной является последняя группа, генезис которой до сих пор не ясен. Существенным дополнением в исследовании этой темы стали материалы наусов Старого Термеза.
Считается, что местным погребальным обрядом были одиночные вытянутые захоронения, известные по раскопкам на Айртаме и Тупхане и представляющими собой бактрийскую традицию оседлого населения. Тогда как появление в погребальном обряде таких элементов, как помещение в рот монеты (обола Харона) или устройство гробницы из известняковых плит могут быть объяснены вероятным воздействием погребальных обрядов Ближнего Востока и Парфии.
В это же время распространяются и сооружения наземных склепов, многокамерных или однокамерных по своей конструкции. (Айханум, Тепаишах, Дальверзин.) Особое место в этом ряду занимают склепы-наусы Старого Термеза. В связи с этим возникает вопрос, были ли эти склепы инновацией, т.е. привнесенными с Ближнего Востока или имели
местные корни.
Традиционно считается, что наусы - наземные погребальные соо­ружения зороастрийцев. Они использовались для погребения, согласно зороастрийскому обряду, очищенных соответствующим способом костей. Для их сооружения отводились специальные участки. Об устойчивости этой традиции свидетельствует документ с горы Муг о покупке Махчем и
135
Хшувандаком (сыновья Асманча) у Ширвагча и Сатафсарака (сыновья Фарнхунда) участка - «асксака», его половины в местности Пэшхувад. Документ составлен ранее 708 г. и в нем говорится о том, что Хшумвандак, Махч и их потомки на половине купленного ими участка могут установить труп и устроить его оплакивание. Этимологии слова не приводится. Однако В.А. Лившиц предполагает, что речь идет о какой-то категории земельных участков. И это может быть семейно-родовая земля, поскольку обе стороны представлены братьями. (Лившиц, 1962, с. 45-46). Можно лишь предположить относительно этимологии слова, что первым корнем является слово «аск» - означает высокий. Это могло отражать назначение участка, на котором выставлялись трупы. Вероятно, в более ранние времена такие участки находились на высоте от обычного уровня селения, города (т.н. башни молчания). В.А.Лившиц предполагает, что в договоре могла идти речь об особом участке земли, на котором устанавливался семейный алтарь огня или возводился наус - семейный склеп.
Для Северной Бактрии эпохи античности и раннего средневековья археологический материал позволяет говорить о возможности выделения двух типов наусов. Первый тип - это однокамерные сооружения (Гепаи-шах, сооружение 1, склепы Старого Термеза, сооружение 1), второй тип -многокамерные сооружения (Айханум, Дальверзин, Старый Термез сооружения 2,3,4). В свою очередь можно говорить о неоднородности этого типа. Выделяются многокамерные мавзолеи с центральным осевым коридором, крестообразной планировкой с со смежным расположением камер, вытянутых цепочкой, иногда связанных проходом, а иногда имевших раздельные входы. Неодинаково и количество склепов-камер в сооружениях. Кроме того, к этому же типу следует отнести захоронения в неиспользуемых постройках (например, захоронения на Кургане в Старом Термезе). Наиболее ранним является загородный мавзолей на Айханум, раскопанный французскими исследователями. Примечательно, что к первому строительному периоду относится сооружение пахсовой стены, предположительно разделявшей друг от друга погребальные участки. В следующем периоде мавзолей представлял собой прямоугольное сооружение, где по обе стороны от сводчатого коридора располагались прямоугольные в плане камеры, также перекрытые сводом. Здесь же были устроены полуподземные склепы, обложенные жжеными кирпичами. По мнению П.Бернара погребения были двух типов: первичные захоронения совершались в склепах из обожженного кирпича, вторичные захоронения - в крупных сосудах (типа хумов). В них перезахоранивались останки,
136
вынутые из склепов в случае разрушения или повторного использования последних.
Дальнейшим развитием этого типа погребальных сооружений пред­ставляются   наус из окрестностей Дальверзина и сооружение 2 некрополя Тепаишах. Дальверзинский наус представляет собой восьмикамерное сооружение, почти квадратной формы (13х12,5м.) Внутреннее пространство его разделено центральным коридором, по сторонам от которого расположено по четыре камеры. Кирпич 40 х 40x10, 42 х 42 х 12 см. Главный вход располагался с юго-западной стороны. При раскопках удалось выявить, что первоначально коридор был открыт с обеих сторон. После заполнения камер их входы были частично заложены, тогда же был закрыт вход в коридор с северо­восточной стороны. В трех камерах первичные захоронения производились в прямоугольных ямах, Захоронения следующего горизонта устраивались на полу (камеры 2 и 4).   Третий слой
захоронений над полом.
В целом, первый погребальный горизонт предлагается датировать 11-1 вв. до н.э. К тому же времени относятся ряд погребений второго погребального горизонта, датируется рубежом н.э. ~ Ш вв. н.э. Пред­полагается, что они были оставлены иной группой населения, не связанной узами родства с предшествующей. (Пугаченкова,
Ртвеладзе.с.111-112).
Некоторые исследователи предлагают выводить погребальные сооружения Бактрии-Тохаристана из парфянских склепов в виде заг­лубленных в землю кирпичных сооружений, они, как и бактрийские, в свою очередь, были заимствованы.парфянами и бактрийскими греками из Месопотамии и трансформировались на бактрийской почве. (Лит-винский, Седов, с. 135). Дальнейшая их эволюция, усложнение типа приводит к появлению на рубеже новой эры сырцово-кирпичных склепов типа тупхонинских, заменивших более сложные склепы из жженого кирпича, типа Айханумских.
Важным звеном является некрополь Ялангуштепа (Бандыхан), где было открыто 15 с наземных погребальных сооружений. Но планировка была выявлена лишь для двух наусов. Первый наус имел подквадратную форму 6,4 х 5,9 м., был сложен из квадратного сырца и состоял из двух камер. В первой камере было обнаружено шесть черепов и беспорядочно разбро­санные кости на полу, во второй камере 11 черепов вдоль стен. Второй наус был тоже двухкамерным, сложен из сырца, но имел прямоугольную форму 7,3 х 4,8 м. В обеих камерах было найдено 200 черепов, большое количество керамических сосудов и других находок, Датируются соо-
137
ружения кушанским временем, периодом правления Вимы Кадфиза, Канишки и Хувишки. Пока не ясно можно ли видеть здесь простое усложнение (удвоение) первоначального однокамерного склепа или это собственная линия поиска форм.
Отдельные погребальные сооружения известны в окрестностях Тер­меза. Здесь в 18 км севернее Термеза Л.И.Альбаумом было вскрыто квадратное сооружение 18 х 18 м на двухметровом кирпично-пахсовом постаменте (платформе). В центре сооружения была устроена квад­ратная комната 6 х 6 м. Позже она была перепланирована, в результате частичного заклада она приобрела круглую форму диаметром 3,8 м. С середины каждого фаса сооружения к этой комнате вели узкие коридоры, длиной 7 м. Кое-где в коридорах фиксируются суфы. В центральном помещении обнаружен череп, в двух коридорах еще два черепа и небольшое количество человеческих костей. Л.И Альбаум считал это сооружение склепом и датировал его 11-Ш вв.н.э. В то же время Б.А.Литвинский отмечает ряд кардинальных моментов- наличие постамента и крестообразной структуры с выделением круглого эле­мента в центре, которые сближают это сооружение с устройством позднезороастрийских дахм (Литвинский, 1984, с. 88-89).
В северо-западной части городища Старого Термеза в 120 метрах от берега Амударьи был обнаружен некрополь из наземных погребальных сооружений на естественных холмах округлой формы с крутыми склонами, высотой до 5 м. На предварительно выровненной верхушке холмов возводились наземные сооружения прямоугольной и подквадратной формы. Как выяснилось, часть из них составляли прямоугольные однокамерные склепы, а часть многокамерные, но без центрального коридора с помещениями вытянутыми цепочкой. Наи­более вероятно, что многокамерность в данном случае отражает последовательность возведения склепов. Несмотря на небольшую сохранившуюся высоту стен у большинства наусов, можно говорить о наличии сводчатого перекрытия, куски которого фиксировались в заполнении.
Выявлено несколько этапов захоронений, которые в общем датируются от 1 в. до н.э. до Шв.н.э. Характерной особенностью сооружений являлось наличие ступенчатого основания в виде подрезки естественной повер­хности холма, в одном случае (наус-1) в виде двух ступеней, в других (наусы-2-4) - одной. Двухступенчатое основание, прямоугольная форма поставленного на него сооружения, выделение входа спе­циальными уступами - всё это напоминает тип гробницы Кира в Пасаргатах. Интересно, что во всех наусах фиксируется наличие надувного слоя. Часть погребений призводилась поверх него. Это 138
показывает, что наусы имели открытые входы. Закладка их связана с последним этапом функционирования. Возможно, этот момент погребальной обрядности имел символическое значение - свободное перемещение души умершего, как в парфянских склепах, где сбоку устраивалось специальное отверстие. Примечательно, что в наусе-1 первоначально было вырыто на поверхности холма полуподземное прямоугольное помещение, а затем по его краю возведены сырцовые стены. Причем, вход, располагавшийся с юга, был выделен специаль­ными уступами (протопорталом).
Таким образом, наличие наземных погребальных сооружений с различными обрядами захоронений (трупоположении, кучек очищенных костей, погребений в хумах) отражает разнообразие религиозных представлений кушанской Бактрии. Можно предполагать свою линию развития этого типа погребальных сооружений, восходящего к мавзолеям Тагискена и привнесенного сюда кочевыми группами в конце 1 тыся-челения до н.э.
139

 
 
   
 
2022 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана Создание сайта Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг