Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык 44
Телефоны:
8 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Главная Культурное наследие Исследования городища Культобе в Туркестане в 2010 году

Исследования городища Культобе в Туркестане в 2010 году

Е.А. Смагулов

Выдающаяся роль г. Туркестана в истории Казахстана обусловливает актуальность всестороннего изучения его истории и культуры. Анализ данных письменных источников, в силу их фрагментарности и специфичности не дает возможности детальной и научно обоснованной реконструкции истории города. Имеющиеся в научной литературе попытки такого рода реконструкций, включая и ранее предложенные нами, недостаточно обоснованы и могут рассматриваться в целом пока лишь как гипотезы.

 Историческая интерпретация стратиграфических данных с целью реконструкции всех основных этапов развития города Туркестан, может выглядеть следующим образом.  Предтечей  города Туркестана было поселение Ясы, упоминаемое в письменных источниках XIII– XIVвв. Его местоположение определяется на месте  холма Культобе, на южной  окраине позднего города Туркестана.  Это невысокий  двухъярусный бугор,  площадью 200х130 м. Стратиграфические исследования, проведенные нами на Культобе в начале 80-х годов, показали, что нижние слои его могут быть отнесены к первой половине или середине Iтыс. н. э.  В V-VIвв., очевидно, это было типичное раннесредневековое  поселение,  с замком и небольшим поселением при нем. Привлекает внимание узел дорог, подходивший к городищу с восточной стороны, и запечатленный  в позднейшей микротопографии этого участка. Поселению на Культобе синхронен его некрополь, располагавшийся к западу на противоположном берегу речушки Бавлук, на месте где в XIIв. был погребён Ходжа Ахмед и сложился мемориально-культовый комплекс. Здесь под поздними наслоениями неоднократно отмечались  ранние погребения, впущенные в материк. Участок этого раннего некрополя удалось исследовать при раскопках центрального зала “казанлык”, внутри комплекса мавзолея-ханаки Ходжи Ахмеда Ясави.

 Стратиграфический  раскоп на Культобе  в 80-е гг. прошлого века вскрыл свиту культурных отложений, общей мощностью 6 м.  Выявлены шесть строительных горизонтов, которые иллюстрируют непрерывную  жизнь  поселения    с первой половины Iтыс. н. э.  до начала  XIVв. (рис.1).

Холм городища Культобе расположен на северо-восточной окраине городища средневекового Туркестана, в 300м к востоку от ханаки Ходжа Ахмеда Ясави. Как было установлено стратиграфическими исследованиями, проведенными в 80-х годах прошлого века, это поселение возникло в IV-Vвв. н.э. и было оставлено в первой половине XIVв. Центр жизни города Туркестан переместился к северо-западу, где теперь находится его городище - Ески-Туркестан. А холм с руинами раннесредневекового периода стал восточной окраиной, на которой практически не было застройки средневекового города. Он подвергался разрушению в ходе выемки глины для нужд строительства, служил местом свалки мусора и т.п.  После периода XIV-XVIIIвв., на городище Культобе  в XIXв. появились жилые постройки. Историко-топографические исследования, проведенные в 80-90-х годахХХ в. Туркестанской археологической экспедицией (ТАЭ), показали, что эта часть городища Туркестан, с холмом Культобе в XIXв., была включена в оборонительную систему и стала восточной окраиной города Туркестан.

Раскоп 2, заложенный Туркестанской археологической экспедицией в августе 2010 г. на холме Культобе имел целью: 1. - вскрытие строительных горизонтов VI-Xвв.; 2.- получение массовых материалов, характеризующих культуру города этого периода; 3- выявление ранних крепостных сооружений (крепостных стен); 4- уточнение хронологической периодизации (строительных горизонтов) культурного слоя раннего времени.

Раскоп расположен на юго-западной части холма Культобе, его площадь 20х20м, или 400м2.  (рис.1). На этом участке еще в 70-х годах прошлого века был  срыт культурный слой с остатками строений XVIII-XIXвв. и  XII-XIIIвв., что облегчило в определенной мере достижение необходимых нам более ранних слоев. Наши работы показали, что мы начали со вскрытия   горизонта, который можно предварительно датировать X-XIвв.

Стены и другие конструкции вскрытого строительного горизонта во многих местах площади раскопа, прорезают мусорные ямы верхнего, т.е. более позднего строительного горизонта. Полученный из этих мусорных ям комплекс керамических сосудов, позволяет датировать горизонт, к которому относятся эти ямы и керамика в них, XI-XIIвв. Это в основном характерная массовая керамическая посуда, использовавшаяся в быту местных жителей – разного вида кувшины, горшки, котлы, кружки и чаши. Уникальной находкой является культовая курильница редкой формы и декоративного оформления (рис.2). Почти цилиндрический объем, чуть расширенный вверху, имеет чашевидное перекрытие с круглым отверстием не в центре, а ближе к краю.  Высота сосуда 11-11,5 см, диаметр основания – 7,2 см, диаметр венчика -8,5 см, диаметр отверстия – 1,1 см. Сосуд практически целый, утрачена небольшая часть бортика в верхней части.

По верхней части тулова курильницы вдавленными линиями, нанесен некий рисунок. Композиция рисунка следующая: под закраиной на расстоянии 0,5 см прочерчена кольцевая линия, отделяющая гладкий поясок. Под линией изображены три странного вида животных, расположенные друг за другом и спинами буквально вплотную к верхней линии. 

Рисунок на курильнице очень не обычен как по технике нанесения линий, так и по сюжету изображения. И здесь линии изображения не прочерчены, и не процарапаны, а как бы продавлены. Такие линии получаются, если они наносятся еще по влажной, не вполне просохшей глине инструментом с закругленным рабочим концом.  Профиль сечения этих линий имеет овальный вид. Подобная техника нанесения линий свойственна, так называемой  «кангарской керамике», датируемой  VII-IXвв. Но до сих пор на керамике с орнаментом этого стиля не были известны зооморфные орнаментальные фигуры, как и вообще фигуративные изображения. «Продавленные» линии более удобны для нанесения прямолинейных геометрических орнаментов или крупных растительных мотивов, что мы и видели до сих пор на «кангарской керамике».  Не обычна и композиция всего рисунка - три фигуры подняты до предела вверх, а под ними нет ни условного изображения земли, ни границы каймы орнамента. Они как бы висят. Зооморфные фигуры  явно не орнаментальны, они изображают трех животных, идущих последовательно один за другим («шествие»?). Условность изображений не позволяет с уверенностью определить, какого вида животные здесь представлены. Поскольку традиционное графическое искусство Средней Азии раннесредневековой эпохи, изучено крайне плохо, так как малоизвестны его образцы, то нам пока следует, воздержаться от комментариев.

Полностью сохранились два изображения, третье – частично. Т.к. фигуры животных изображены по кругу, то примем за первое то, которое расположено сразу после лакуны излома, тем более, что тут, перед ним, имеется странный элемент в виде «очков» не связанный с фигурками животных.  Над этим элементом нависает загнутый кренделем вниз хвост фигурки № 1. Корпус животного изображен двумя изогнутыми линиями с прогибом вниз. На противоположном конце корпуса, можно разглядеть ухо, глаз, повернутую назад морду животного. Над спиной изображение треугольника и какого-то неясного элемента из двух параллельных линий и дуговидной линии.  Ноги показаны парными слегка изогнутыми вперед линиями, длиной не меньше линий туловища самого животного.  На концах изображено по три пальца, как на птичьей лапе.

Фигура следующего животного начинается, едва закончились линии первого. Туловище его  еще более узкое, изогнутое и длинное. Между линией спины и линией верхнего ободка два ряда треугольников. У этого изображения не ясно где голова, где хвост. Но ноги изображены также парными четкими линиями с небольшим изгибом вперед. На концах так же по три пальца (рис.2).  Эта фигурка почти смыкается с третьей, но между концами их корпусов имеется небольшое пространство, линии на котором стерты, т.ч. не ясно были здесь морды, или хвосты животных.  Третья фигурка большей частью утрачена, но сохранившиеся линии говорят, что она была подобна предыдущей: два ряда треугольничков над спиной, узкий дуговидный корпус, две когтистые ноги…     

 На уровне основного строительного горизонта расчищены остатки восьми помещений двух жилых массивов, попавших в площадь раскопа частично (рис. 3). Постройки, остатки которых были вскрыты (ярусы 1-4) явно связаны с производственной деятельностью, в частности, с изготовлением керамики. В помещении № 2 на полу была выявлена верхняя часть двухярусной гончарной печи. Обжиговая камера диаметром 147-150 см расположена в центре помещения. Высота сохранившихся стен помещения от 25 до 40 см, пол ровный. Устье лаза в огневую камеру расположено ещёниже  на 30 см. От стен обжиговой  камеры сохранились лишь внутренняя обожженная часть толщиной от 5-до 8 см, от воздействия сильной жары она превратилась в терракоту оранжевого цвета.

      Хорошо сохранилась огневая камера-топка впущенная в землю. Форма ее полукруглая, диаметром 82 см и высотой 130 см. С южной стороны к топке примыкает лаз подчетырехугольной формы,  размером 60 х 50 см, устье у которого, тоже подквадратной формы-45 х 46 см (рис.4).

    Огневая камера соединялась с обжиговой камерой овальными колодцами с раструбом в конце (диаметрами концов – 0,8-10 см.) Для этого на полу обжиговой камеры сделаны 5 отверстии, диаметрами 5-6 см, два из них  с помощью наклонно расположенных колодцев соединены с  топкой, два других соединены между собой короткими наклонными колодцами и выходят в топку через колодец более широкой и овальной формы, а пятое отверстие соединено с огневой камерой с помощью вертикально расположенного колодца.

    Пол между этими камерами имеет толщину от 30 до 50см, огневая камера к низу расширяется, но в длинну доходит только до центра обжигательной камеры.

  Весь комплекс сооружений верхнего и второго строительных горизонтов, на основе сопровождающих их археологических находок, предварительно может датироваться YІІ-YІІІ вв. н.э. Замечено, что комплекс сооружений второго строительного горизонта по своей планировке и по толщине стен, существенно отличается от верхнего строительного горизонта. Они своей массивностью и планировкой напоминают сооружения сакрального характера раннего средневековья в доисламский период, а остатки верхнего строительного горизонта, занимающие восточный участок раскопа, явно относятся к хозяйственно-ремесленным постройкам. 

    По сути, реализация проекта в отчетном году есть начало следующего этапа накопления новых археологических данных по раннему периоду развития и становления города Туркестан в раннесредневековую эпоху. Как известно в это время закладываются все основные предпосылки для дальнейшего развития города как духовного, культового и политико-административного центра Казахстана. 

 

1.  Смагулов Е.А. Ясы-Туркестан: новые данные к исторической топографии// Загадки древнего Туркестана. Алматы, 1998, с. 125-141.

2. Смагулов Е.А. Некрополь средневекового Туркестана// Города Туркестана. Алматы, 1999, с.59-70

3. Смагулов Е.А. Ясы-Туркестан: новые данные к исторической топографии…, с. 125-134.

4. Смагулов Е., Григорьев Ф., Итенов А. Очерки по истории и археологии средневекового Туркестана. Алматы, 1999.

5. Сенигова Т.Н. Отчет об археологических раскопках в охранной зоне архитектурно-мемориального комплекса Ходжи Ахмеда Ясави(1973-1974гг). Алма-Ата, 1974. Рукопись. Архив РГП «Казреставрация», Инв.№57,  C.98-100.

6. Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алма-Ата, 1986, с.58.


Фото 1. Городище Туркестан. Местоположение раскопа 2. 2010 г.


Рис.2. Городище Туркестан. Керамическая масляная курильница.


Фото 3. Городище Туркестан. Общий вид на планировку раскопа 2.


Рис.4. Городище Туркестан. План гончарной печи из горизонта XI в.

 
 
   
 
2019 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана сайт разработан компанией Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг