Russian (CIS)ҚазақшаEnglish (United Kingdom)
 
 
ИНСТИТУТ
АРХЕОЛОГИИ
им. А. Х. Маргулана
Адрес:
г. Алматы, ул. Шевченко 28, пр. Достык, 44
Телефоны:
+7 (727) 272 06 99 - приемная
 

Баннер

ruhani-jangyru-logo

Журнал Института археологии им. А. Х. Маргулана

КазНУ

Главная Культурное наследие Некоторые итоги изучения храма-святилища Кызылуйик

Некоторые итоги изучения храма-святилища Кызылуйик

Самашев З., Онгар А.,

Киясбек Г., Оралбай Е., Жетписбай Н.  

В полевом сезоне 2008 г. были продолжены раскопки сарматского святилища Кызылуйик, представлявшего собой до начала исследований насыпь слегка овальной формы, вытянутую с севера на юг, размером 34,60 м (С-Ю) х 29,59 м (З-В), высотой около 5 м.

Для возведения этого святилища был использован ракушечник красного цвета, поэтому оно и получило название «Кызылуйик», что в переводе звучит - «красная насыпь».

Центральная часть сооружения имеет диаметр 7,0 м (З-В) х 6,90 м (С-Ю). Во время полевых исследований на храме нами особое внимание уделялось исследованию внутренней центральной части святилища, получившего обозначение «Главное Культовое Сооружение» (ГКС). Видимо, эта часть сооружения являлась основной при отправлении ритуальных и культовых действий в разные периоды его функционирования.

В свое время, до начала археологических исследований, центральная часть сооружения представляла собой развалины, доверху заполненные плитами ракушечника, камнем, рыхлым грунтом, останками человека и истлевшими,обломанными костями животных, золой (особенно в северном углу), а также фрагментами керамической посуды, изготовленной по различной технологии. Каменные плиты, заполнение сооружения находились в положении insitu, вероятно, они попали вовнутрь после прекращения функционирования ГКС (рис.1). Это могло произойти либо естественным путем, либо из-за неоднократного разрушения и ограбления. Южные, юго-западные стены внутреннего сооружения и ГКС полностью разрушены.

Тем не менее, нам удалось зафиксировать участки, где плиты внутренней стены сохранились в первозданном виде. Реконструируемая высота ГКС – около 12,0 м; внутренний диаметр ГКС в среднем около 7,0 м; объем камней и грунта, заполнявших внутреннее пространство на высоту 4,8 м, составил 173,0 куб. метра (рис.2).

Установлено, что внутренняя стена сооружения сложенавкруговую (по кругу). Сохранившаяся часть внутренней стены возведена вертикально, однако с высоты 3,6 м от земной поверхности обнаруживается, что стены сложены из плит с напуском, постепенно сужаясь и формируя ложный свод. Можно предположить, что в итоге они образовывали сводчатый потолок, который позже обвалился.

Ширина внутренной и внешнейстены ГКС составляет 7,0 м. Очевидно, что при строительстве большое внимание уделялось кладке внутренних стен, при этом особо учитывалась их крепость. Однако, вызывает интерес не связанная кладка некоторых плит во внешней стене с внутренними горизонтально сложенными плитами.

Внутреннее пространство входного проема ГКС полностью было заполнено грунтом и камнем. Длина входного проема 7,0 м, внутренняя ширина - 0,93 м, внешняя – до 1,1 м. Во время сооружения ГКС две стены проема по длине были сложены вместе. Потом между двумя стенами проемабыла пристроена каменная лестница,высотой от 0,9 с севера до 3 м с юга. Вход в дверной проем снаружи, видимо, был нишей в виде шахтового колодца.

Превращение культового сооружения в насыпь, очевидно, объясняется обрушением внешних стен ГКС.

До начала раскопок ГКС было поделено на четыре сектора (A, B, C, D). С целью соблюдения техники безопасности и во избежание разрушения высоких стен памятника по центру каждого сектора оставлено по одному контрфорсу. В результате получилось восемь бровок, каждая шириной 1 м. Центральной частью раскопа стал центр круглого сооружения.

В каждом секторе фасадные стены сохранились по-разному. В ходе исследования конструктивных особенностей стен выяснено, что при их сооружении особое внимание древние строители уделяли внутреннему пространству, где ширина стен достигает 6,5-7,0 м. Внутри стены ГКС имеют заполнение из плит ракушечника больших и малых размеров, взятого из карьера, расположенного неподалеку. Иногда заполнение представлено грунтом, взятым изо рва, его мощность доходит до 1,0 м. Во время зачистки установлено, что ГКС имело округлую форму. Кроме того, выяснено, что предварительно до начала сооружения ГКС, специально была подготовлена невысокая – до 0,25-0,3 м высотой платформа из глины диаметром до 30,0 м. С восточной, северо-восточной, западной и юго-западной сторон ГКС, на уровне древней поверхности были зафиксированы зольники диаметром до 1 м и мощностью 0,05-0,07 м, в заполнении которых или на их периферии отмечены обожженные кости животных.

Во время закладки шурфа с внешней стороны западной стены ГКС были найдены серебряные украшения; на южном валу обнаружен бронзовый наконечник стрелы; у ЮВ стены ГКС - железное кайло; у края раскопа в западной и СЗ частях выявлены фрагмент жертвенника, выполненный из камня и т.д.

Земляной вал в южной части ГКС начинается у внешней стены и является дополнительным элементом храма. Протяженность вала в западной части по фасадной стене ГКС от края южного раскопа в западном направлении достигает 9,72 м, в южном – 11,1 м. Его ширина в западной части - 3,2 м, в центральной - 6,14 м. Высота вала на месте его окончания в западной части составляет 0,4 м от древней поверхности. Таким образом, земляной вал полностью занимает южную «открытую» площадь ГКС, где нет рва. Вал, шириной 6,0 м, начинается у стены ГКС на высоте 8-9 см от древней поверхности, на широте до трех метров поднимается до 70-75 см и на той же широте заканчивается земной поверхностью. Видимо, вал выполнял двойную функцию: он являлся своеобразной «лестницей» и служил символической преградой.

Храм, за исключением южной части, окружен неглубоким рвом, который был сделан в практических целях – для постройки ГКС. Ширина рва не одинакова. В ходе раскопок рва в каждом секторе были открыты четырехугольные, круглые и овальные в плане конструкции разных размеров. Среди них - простые строения из вертикально или горизонтально уложенных плит (сектора С1, В2), и довольно сложные конструкции в виде крупных четырехугольных оград, внутри которых имелись круглые оградки диаметром до 1 м (сектора А2, В1). В качестве строительного материала здесь использованы фрагменты сарматских каменных изваяний, что ясно указывает на наиболее позднее происхождение этих сооружений. Например, два наполовину обгоревших с сохранившимися головами и туловищами обломка изваяний были сложены в конструктивном элементе, напоминающем «ус» на участке рва – в секторе А 2. В нескольких точках этих строений были найдены фрагменты венчика и тулова керамического сосуда (сектора С1, В2), кости животных. Это может свидетельствовать о том, что храм Кызылуйик служил местом поклонения и в более позднее время, а также о живучести традиций.

Параметры рва: длина от ЮВ фасадной стены до края рва – 12,5 м, ширина рва – 14,9 м; длина от восточной фасадной стены до края рва – 12,4 м, ширина рва – 8,0 м; расстояние от СВ фасадной стены до края рва – 10,2 м; ширина рва – 8,4 м; расстояние от СЗ фасадной стены до края рва – 15 м, ширина рва – 11 м; расстояние от западной фасадной стены до края рва – 8 м, ширина рва – 16 м.

В настоящее время известно, что вокруг храма расположены многочисленные жертвенники и скопления камней. В течение полевых сезонов в предыдущие годы шесть из них было раскопано; исследован 1 курган. Раскопками 2008 г. был исследован 1 жертвенник (№ 7) и  2 скопления камней (№№ 8-9).

Наличие округлых оград и жертвенников малых размеров вокруг по периметру сарматского храма является обязательным элементом сооружения. Ограды имеют внутренние и внешние стены в 1-3 ряда кладки. Интересно наблюдение, что центральная часть таких ритуальных сооружений не имеет ни следов огня, ни каких-либо находок. Очевидно, эти ограды представляют собой тип сооружений, оставленных под открытым небом.

Труднодоступность региона, его топо-ландшафтные особенности объясняют его малоизученность. До сих пор край изобилует заповедными местами, куда еще не ступала нога исследователя. Однако, благодаря исследованиям, осуществляемым в рамках государственной программы «Культурное наследие» и субсидий из бюджета областных центров западно-казахстанского региона этот пробел начал активно заполняться.

Очевидно, сарматский храм-святилище Кызылуик был специально сооружен на перекрестке маршрутов торговых и кочевых путей, откуда открывается идеальный обзор местности, а сам памятник был виден издалека.

Археологические данные Западного Казахстана показывают, что погребально-поминальная традиция древних кочевников региона была связана с культом поклонения духу предков. Результаты исследования таких храмов как Байте I, Байте III, Карамонке, Терен, Кайнар, Кызылуик расположенных на западных и северных чинках Устюрта и относящихся к IV-IIвв. до н.э., иллюстрируют существование такой традиции. В центре каждого храма зафиксированы сакральные места, состоящие, как правило, из каменных блоков округлой формы, снаружи испещренные сарматскими тамгами и гравировкой.

Главное культовое сооружение, по-видимому, в жизни древних кочевников региона, имело ключевую роль, являлось центром поклонения и отправления ритуалов, особенно, в случаях, связанных с объявлением нового вождя, либо ухода в мир иной владыки, во время войн, стихийных бедствий, торжественных выездов на охоту и др.

При тщательном изучении содержания сарматских знаков и тамг, оставленных на плитах храмов, создается ощущение, что эти культовые сооружения были построены определенными патриархальными семьями, либо отдельными родами. Возможно, тамги были оставлены представителями рода во время частых посещений. Очевидно, храм служил местом поклонения и жертвоприношения.

Отметим, что на всем протяжении великого степного пояса Евразии в эпоху древних кочевников воздвигались уникальные архитектурные сооружения, требующие вложения колоссальных человеческих ресурсов, необходимого количества сырья, удобного в добыче и пригодного для обработки. Кроме того, востребованными были резчики по камню, архитекторы, скульпторы и т.д.

Для реконструкции системы мировоззрения, культурно-хозяйственного типа и т.д. древних кочевников необходимо использование комплексного подхода в изучении археологических памятников региона. Особого подхода требует исследование архитектуры сооружений, актуальна разработка самостоятельного направления в науке, как археоархитектура. Безусловно, храм построен автохтонным народом, имеет уникальную конструкцию, непохожую на другие и является одним из самых крупных ритуальных памятников в регионе.

На севере Устюрта Кызылуйик – это единственный крупный храм, принадлежавший племени либо союзу племен. Святилища, расположенные неподалеку от него – Кайнар, Кызылкуыс, Тасастау I, II, и III– храмы местного значения. По характеру находок, есть основание заключить, что эти вышеперечисленные святилища возведены примерно на одно столетие раньше Кызылуйика. Наличие в этом регионе системы колодцев Тасастау, родников Кайнар, поселений палеометалла как Манайсор I, II, а также реконструируемые маршруты кочевых и торговых путей свидетельствуют об освоении региона в более раннюю эпоху.

ГКС по особенностям топографии и масштабам является основным и важнейшим объектом святилища. Святилище Кызылуйик остается своеобразным памятником, оно не было двухъярусным, как Байте IIIи не похоже на святилища Карамонке и Терен, имевших в основе две  концентрические стены, сложенные панцирем.

Главное культовое сооружение в IVв. до н.э. – IIв. н.э., по-видимому, играло роль культового храма, позднее использовались в различных целях. Поэтому, в его внутренней части, на разных глубинах можно найти предметы, принадлежащие к разным хронологическим горизонтам. Данные результатов исследований по методу С14 свидетельствуют о функционировании памятника и в эпоху средневековья.

 
 
   
 
2021 © Институт археологии им. А. Х. Маргулана Создание сайта Создание сайтов, разработка и сопровождение сайтов, продвижение, хостинг